Асаны йоги — Вид фигуры — Прогибы — Уштрасана

Позы стоя не считаются популярными среди новичков, тем более если практикующий утомляется на работе. Зачастую, большинство новичков связывают йогу с асанами на релаксацию и растяжку.

Описание позы ваджрасана и ее значение

Данная поза именуется в народе по-разному. Кто-то называет ее позой алмаза, кто-то — тазовой позой. Основным названием остается ваджрасана. Значение этого слова переводится как алмаз или скипетр.

Поза алмаза ваджрасана относится к медитативным позам, которые помогают настроиться на медитацию, расслабиться и подготовить разум и тело к дальнейшей работе. Алмазная поза позволяет настроить организм на позитивную волну. Она значит очень многое для тех, кто практикует йогу. Новички не могут долгое время находиться в таком положении, хотя на первый взгляд оно не кажется сложным.

Выполняя ваджрасану, человек должен понимать глубины и значения этой позиции. Некоторые называют ее молитвенной позой, поскольку такое положение тела часто используется при молитвах у многих народов.

Йога айенгара предполагает выполнение ваджрасана ежедневно, по несколько раз в день. Ее польза очень велика для организма человека. Поза алмаза выполняется сидя на коленях. На первый взгляд нет ничего сложного, чтобы расположиться на коленях на полу, однако, ваджрасана имеет более глубокий смысл, чем просто сидение. Она имеет несколько вариантов выполнения. Так, например, супта ваджрасана выполняется из сидячего на коленях положения, но человек при этом должен отклонить спину назад так, чтобы корпус коснулся пола, а ноги оставались лежать на полу.

Существует множество тонкостей, которых необходимо обязательно придерживаться, выполняя ту или иную позу, поскольку именно эти мелочи меняют многое в отношении физического и духовного здоровья человека.

Польза асан стоя в йоге

Асаны стоя для начинающих строят фундаментальную основу для будущих занятий. Прежде чем практиковать йогу, организм нужно хорошо подготовить к принятию непростых асан.

Без серьезного базового фундамента можно сильно навредить своему организму. Огромную роль в таких подготовках играют все стоячие асаны.

  • Вы узнаете как необходимо правильно перемещать вес тела для эффективного результата. Стоячие позы выпрямляют позвоночник, избавляют от деформации в пояснице, бедрах, стопах.
  • Помогут вам удерживать спину прямой, исправить свою осанку, а грудь сделают открытой. Держат в тонусе мышцы спины, нижних конечностей, благотворно влияют на тазобедренные суставы и увеличивают тонус тела.
  • Асаны демонстрируют, как делать в организме вытяжения по разным векторам. Они позволят вам ощутить собственное тело, сосредоточившись на ощущениях.
  • Сперва асаны покажутся тяжелыми для практики, но, после ежедневных тренировок, вы поймете, что организм получает силу, становится гибким.
  • Придают железный стержень в физическом плане и делают уверенными в себе. Крепко овладев позами стоя, вы будете способны привнести упорство и твердость в обычную жизнь.
  • Ежедневная практика сделает вас целеустремленными, появится хорошая привычка выполнять поставленную задачу, укрепит вашу психику и организм. Позы йоги приучат вас держать нос вверх.
  • Вы ощутите легкость и раскрепощенность.
  • Принимая позы стоя, вы станете размеренно дышать, и это независимо от жизненной ситуации в данный момент. Вы будете сильными, стойкими и упорными.
  • Асаны стоя развивают сосредоточенность, подготавливают организм к медитации и делают человека спокойным и уравновешенным. Асаны стоя в картинках представлены на этой странице ниже.
Читайте также:  Комплекс упражнений для мужчин для улучшения потенции

Показания к асанам стоя для начинающих

Йога стоя послужит тем, как бы это не было странно, кто много часов находится на ногах, работа которых связана с долгой ходьбой.

Такая деятельность порождает утомляемость спины и нижних конечностей, порождает варикоз, проблемы с суставами, позвоночником и прочее… Выполнение упражнений стоя убирает усталость, тонизирует мышцы и должным образом отстраивает позвоночник.

Стоячие позы йоги рекомендуют тем, у кого сидячая работа. Люди, которые много часов пребывают в сидячей позе, со временем имеют проблемы с сердцем, варикозным расширением вен, зрением, ногами, позвоночником. Стоячая асана помогает справиться с указанными заболеваниями.

Она помогает укрепить мышцу сердца, борется с варикозом, и приводит в тонус всю мышечную систему человека. Пройдут спазмы в спине, а мышечный корсет станет крепче, и будет правильно удерживать положения суставов, позвоночного столба и внутренних органов.

Их рекомендуется делать при упадке сил. Они не только укрепляют организм, но и избавляют от депрессии, придают жизненной энергии и делают дух человека крепче.

Такие позы рекомендуют людям обоих полов. Они придают слабому полу терпеливость и силу, а сильному полу гибкость. Делают крепче здоровье, убирая дискомфорт и различные ограничения.

Стоячая йога рекомендуется людям всех возрастов, любого физического здоровья, любого веса. По-моему, противопоказаний к ней не существует. Есть ряд направлений йоги, поэтому для каждого человека можно подобрать то, что ему не противопоказано.

Также есть учителя йоги с разными подходами к занятиям. Глобальная информационная сеть полна уроками о йоге. Все зависит только от вас и вашего стремления постичь новое. Однако существует ряд правил, которых необходимо придерживаться.

Ранее мы рассказывали о технике выполнения какасаны — позы ворона.

Противопоказания к асанам стоя в йоге

  1. Противопоказано выполнение стоячих поз во время употребления лекарств и болезни, в послеоперационный период, когда усиливаются хронические заболевания.
  2. Определенные позы стоя запрещены женщинам во время менструации: в начале цикла противопоказаны закрытые скручивания, силовые позы стоя, амплитудные позы и прогибы, включающие в работу мышцы пресса. Также запрещены перевернутые позы.
  3. Практикуйте йогу на голодный желудок.
  4. Курс мануальной терапии, иглотерапии, глубокого массажа считаются ограничением к принятию силовых поз стоя. Во время таких курсов лучше заняться восстанавливающей терапией.

А сейчас рассмотрим конкретные упражнения.

Сложные позы

Боковая планка (Васиштхасана)

Это обычное популярное упражнение, которое используется за пределами йоги. Укрепляет спину и плечи.

Как сделать: поставьте руку на пол, перенесите на неё вес тела. Поднимите таз, опираясь на руку на полу. Вторую руку вытяните вверх. Ноги должны быть прижаты друг к другу, мышцы бедер и боковые мышцы пресса напряжены. Старайтесь простоять в такой позе как можно дольше, постепенно увеличивая максимальный результат.

Боковая планка (Васиштхасана)

Сложные позы

Поза лодки (Навасана)

Данная поза хорошо растянет заднюю поверхность бедра, укрепит плечевой пояс и мышцы пресса.

Как выполнять: сядьте на пол, ноги должны лежать перед вами в вытянутом положении. Согните их в коленях, оторвите от пола и поднимите вверх. Руки должны быть вытянуты прямо, параллельно линии пола. Тело во время выполнения данной асаны должно быть похоже на букву V.

Поза лодки (Навасана) 

Поза «стойка на руках у стены» (Адхо Мукха Врикшасана)

Данная асана потребует долгих тренировок и определенного чувства баланса и равновесия, а также силы в руках.

Как выполнять: встаньте лицом к стене на расстоянии 20-30 сантиметров и примите позу “собаки мордой вниз”. Левой ногой шагните к рукам, согните ногу в колене. Затем плавно перенесите вес тела на руки и подайте корпус вперед. Плечи должны оказаться над ладонями. Оттолкнитесь левой ногой, а правой сделайте широкий мах, чтобы поставить ступни на стену. В таком положении старайтесь тянуться телом вверх.

Читайте также:  Мудры спокойствия, уверенности и гармонии

Поза «стойка на руках у стены» (Адхо Мукха Врикшасана)

Сложные позы

Резюме

Если вы только хотите начать заниматься йогой, то лучше обратиться к профессиональным тренерам и проконсультироваться с врачом. Вам помогут составить программу тренировок и расскажут о всех нюансах и тонкостях.

Если же вы все таки решили заниматься самостоятельно, то постройте свои тренировки следующим образом:

День 1: начните с растяжки, сделайте 3-4 асаны доступной вам трудности

День 2: растяжка, 3-4 асаны, растяжка в сидячем положении

День 3: растяжка

День 4: растяжка, 3-4 асаны, растяжка в сидячем положении, позы на баланс, отдых в “позе трупа”

День 5: растяжка

Сложные позы

День 6: растяжка, 3-4 асаны, растяжка в сидячем положении

День 7: растяжка

Выберите те асаны, которые подходят именно вам. Хотите поработать над мышцами спины – делайте те асаны, в которых задействована эта группа мышц. 

Не перегружайте себя, йога не должна приносить неприятных и болевых ощущений. Расслабляйтесь, приучите организм отдыхать во время асан и тогда вы полюбите йогу и получите от неё максимальную пользу.

Отличие хатха-йоги от других видов йоги

От прочих разновидностей йоги хатха отличается тем, что во главу угла в вопросе просветления ставит совершенствование физического тела. Другие направления, наоборот, акцентируют внимание на духовном развитии. Например, в кундалини-йоге для активации скрытой в копчике энергии выполняют только простые позы, зато много времени проводят в медитациях и пении мантр.

В карма-йоге основным занятием является повседневная работа. Выполняя ее при правильном настрое, йогин одновременно медитирует.

Практика джняна-йоги предусматривает изучение священных текстов, медитации, а адепты бхакти-йоги посвящают свою жизнь служению Богу, обществу или человеку. Цель обеих практик – соединение с Абсолютом.

Популярная с недавнего времени йога-нидра является не отдельной ветвью науки, а только техникой глубокого расслабления с последующей визуализацией.

Ну что, готовы приступить?

Йогу, безусловно, можно считать силовой тренировкой, которая приводит мышцы в тонус. Однако необходимо помнить, что полноценный спорт она не заменит. Лучший вариант – не отказаться от тренажерного зала в пользу йоги, а дополнительно включить ее в свой постоянный спортивный режим.

Если вы новичок — убедитесь, что хорошо освоили позы.

«Занятия с опытным инструктором по йоге – наиболее эффективный метод. Специалист не только предложит оптимальные позы для развития определенных частей тела, но и научит грамотной, безопасной технике выполнения», – заявляет Адам Перлман.

Читайте на ReLife:

Принципы ЗОЖ

Последовательности и стили выполнения Хатха йогических асан

Даже в тех текстах, где они и есть, говорится о том, что эти асаны из себя представляют, но в тех же текстах они, как правило, описаны чаще всего хаотично, и в основном даются только описания благоприятного эффекта и техники выполнения. И это не камень в огород всех стилей и Учителей, которых я перечислил (или же которых не перечислил), и не авторитетных текстов. Однако, стоит разобраться в таких понятиях как Традиция (ее цели, и методы), стили и подходы, и как это все сделать полезным лично для себя.

Я сам экспериментировал со многими стилями более 20 лет, десять из которых практиковал под руководством индийских Учителей, изучал английский, хинди, санскрит, чтобы быть способным прочитать и перевести то, о чем говорится в классических текстах, включая и те, которые мало известны за пределами Индии или же даже где-то в самой Индии (она велика). В последние годы я много общался также и с западными Мастерами.

Читайте также:  Больше никакой бессонницы: 5 простых поз йоги для улучшения сна

К чему я пришел в результате? Пришел я к тому, что методы йоги должны увязываться с целями йоги, а ее цели не могут быть чужды человеческому существу, более того, они должны человеку вернуть то совершенное состояние, которое ему дано природой от Бога. Правильнее сказать, устраняя различные викары (искажения) в теле и сознании человека, совершенное состояние нужно пробуждать, так как оно никогда и никуда не может деться от нас.

Более того, мы являемся совершенными существами изначально, нам многое дано от природы, но из-за несовершенных поступков, несовершенного образа жизни (делая также такой выбор в глубине своего существа) мы сокращаем себе жизнь, приводим свое тело и психику к состоянию распада. Во многом это происходит от искусственной (неестественной) жизни, поэтому все тексты и говорят о следовании своей воле, сахадже (естеству), будь то внутренний идеал, который мы слышим на самом деле, или же внешний Гуру, Сиддхи, Божество(-а).

Большинство людей свои тела довели до такого состояния, что, конечно, они неспособны так просто посредством одной упаи (метода-уловки) вернуть себя в изначальное совершенное состояние, реализовав его на всех уровнях своего существа, поэтому все происходит, как правило, последовательно.

Последовательность – это алгоритм, это всегда структура, крама, матрица, виньяса и пр., можно назвать или перевести как угодно, но для многих практикующих разные стили хатха-йоги вполне очевидно, что это или набор техник, ужатых в комплекс, или же комплекс, состоящий из комплексов, и это обязательно должно вести к намеченной цели. Мы все – разные, с разными совершенствами и разными проблемами, поэтому для разных людей должен быть и разный подход.

И в условиях индийских (настоящих) классических школ это вполне возможно, потому что там ученик живет возле Гуру, и Гуру корректирует не только выполнение техник йоги, но и всю жизнь ученика. Я не случайно написал дополняющее обозначение «настоящих» к понятию классических школ, потому что термином «классический» сейчас обозначают практически все: все хотят называться классическими, но если копнуть глубже, то реальный индийский вариант далеко не у всех имеет возможность быть реализованным.

И это не говорит о неистинности систем, главное, нужно понимать, что из чего происходит: если адаптация традиционного учения под разные условия – это одно; следование исключительно своему, игнорируя авторитетные учения, – это уже другое.

Именно поэтому я своих учеников обучаю пониманию Традиции, так как западные люди способны ценить интеллектуальный продукт, так, например, на Западе очень неплохо востребованы такие системы как Кашмирский шиваизм, Буддизм и др., а также западные люди, в основном, предпочитают быть самостоятельными. Их вряд ли устроит перспектива жизни – пробыть двенадцать лет возле Гуру, следуя ему безоговорочно. На практике это если и удается, то такие ученики – это крайне редкие единичные случаи.

И мало кто предпочитает также следовать только одному стилю йоги, обычно люди их «пробуют», слушая, как это на них отражается, если не позволяет опыт самим строить свою практику (и первых всегда большинство).

Учитывая все эти факторы и свой опыт, я пришел к выводу, подтверждение которому я внезапно для себя обнаружил во всех традиционных текстах натхов и в многочисленных Тантрах. Он заключается во-первых в том, что инертная систематичность нужна на начальном этапе практики, а на высшем уровне она сама уже спонтанно строит твою практику, при этом во втором варианте вы ориентируетесь как на свои наработки, так и на познания в области авторитетных источников.