"Самопознание и развитие личности"

Чтобы понять, что такое самопознание, следует проследить основные аспекты его формирования. Процесс самопознания формируется поэтапно по мере отображения внешнего мира и постепенного познания самого себя, как уникальной персоны.

Похожие работы

  • курсовая Молодежные объединения как условие саморазвития личности подростка
  • семинар Практикум по дисциплине «основы саморазвития личности»
  • статья Глава 1. Творческое самовыражение как неотъемлемое свойство личности 5
  • курсовая Конфликт как основа театрализованного представления
  • курсовая Механизмы и развитие навыков аудирования
  • курсовая Группа как основа социальной работы рабочих групп
  • словарь Словарь ребенка как основа развития речи
  • курсовая Влияние групповых психолого-педагогических методов на развитие навыков общения у старших дошкольников
  • реферат Саморазвитие личности педагога
  • реферат Основные этапы развития социальной психологии как науки
  • реферат Сюжетно-ролевая игра как средство саморазвития детей среднего возраста
  • Комплексное изучение социальных групп. (Как основа для принятия управленческих решений)
  • 7Вопрос Профессиональное становление личности – основа самоутверждения личности в обществе

План развернутого ответа на тему «Самопознание и развитие личности»

1. Понятие личности.

2. Что такое самопознание?

3. Элементы самопознания:

а) самосознание;

б) самооценка;

в) самоконтроль;

г) самопринятие.

4. Типы самопознания:

а) самонаблюдение;

б) самоанализ;

в) сравнение с другими;

г) моделирование личности.

5. «Я-концепция» как теория самого себя:

а) реальное Я;

б) идеальное Я;

Читайте также:  Йога, как образ жизни: работа над душой и телом

в) зеркальное Я.

6. Структура «Я-концепции»:

а) Я;

б) сверх-Я;

в) оно.

7. Роль самопознания в жизни человека.

Функции и цели

Цели:

  1. Познание, переживание внутреннего мира.
  2. Отражение мира.
  3. Изучение чувств, эмоций.
  4. Преодоление психологических барьеров, страхов, которые мешают развиваться, перекрывают определенные сферы жизни.

Главная функция самосознания — оценка себя со стороны, изучение личных мотивов, результатов поступков. Дополнительные задачи:

  • интерпретация опыта;
  • определение ожиданий;
  • обеспечение внутренней согласованности;
  • выявление личных границ.

Самосознание должно обеспечить сознательную адаптацию индивида по отношению к окружающей среде. После изучения личных особенностей индивид может изменяться для достижения идеала. Если индивид заблуждается относительно своих качеств и поступков, он столкнется с трудностями и разочарованиями.

Эзотерика и самопознание — что это и зачем нужны?

Знания о внутреннем мире человека называются эзотерикой. Почему-то принято считать, что эзотерика это что-то покрытое тайной, доступное только для посвященных. Что-то мистическое, скрытое за семью печатями и изучать или заниматься эзотерикой это великий грех. На самом деле, эзотерика это внутренний мир человека, а экзотерика это внешний, окружающий нас мир. И эзотерика и самопознание — это путь к себе.

Как говорили наши мудрые предки — кто познает себя тот познает бога. Чтобы познать себя, нужно найти свой путь саморазвития и следовать ему.

Сейчас непростое время и многие люди проявляют повышенный интерес ко всему необычному, магическому, нетрадиционному, мистическому. Каждый ищет свой путь к себе и тут в помощь эзотерика и самопознание.

Введение

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых психология.

Читайте также:  Кундалини-йога для начинающих в домашних условиях

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание психологов и философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.

С точки зрения психологии, сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически — преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

Для философии эта проблема важна потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью.

Самосознание и развитие личности

Самосознание личности не является качеством, присущим человеку при рождении. Оно проходит долгий период эволюции и усовершенствования. Тем не менее, первые зачатки идентичности наблюдаются в младенческом возрасте. В целом, развитие самосознания личности проходит несколько последовательных стадий, которые символично можно разделить на следующие:

1 стадия (до года) — выделение ребенком себя от мира людей и предметов. Поначалу он не выделяет себя среди окружающих, не отличает собственные движения от тех, что осуществляются родными при уходе за ним. Игры – первое время с ручками и ножками, а затем с объектами внешнего мира, которые указывают на первичное различение ребенком активной и пассивной собственной роли в моторной деятельности. Этот опыт дает ребенку возможность осознать собственный потенциал. Возникновение и развитие детской речи имеет особое значение. Это фактически вливает его в сферу отношений с окружающими людьми.

Читайте также:  Комплекс диет и упражнений для похудения

2 стадия (1-3 лет) – ознаменовывается напряженным и значительным психическим развитием. Самосознание личности ребенка связано с порывами к выполняемым действиям и координированием их во времени. Противопоставление себя окружающим зачастую негативное. Именно с этого, несмотря на не безупречность и неустойчивость этих первых форм мотивации, начинается различение духовного «Я» ребенка.

3 стадия (3-7 лет) – развитие осуществляется плавно и равномерно. На третьем году жизни ребенок перестает говорить о себе в третьем лице, желает испытать собственную независимость и противопоставить себя окружающим. Эти попытки завоевания личностью самостоятельности приводят к ряду конфликтов с окружающими.

4 стадия (7-12 лет) — продолжают накапливаться резервы, и процесс самосознания происходит без ощутимых кризисов и скачков. Отмечаются яркие и существенные изменения в сознании, связанные, прежде всего, с изменениями социальных условий (школа).

5 стадия (12-14 лет) — ребенок вновь начинает интересоваться собственной личностью. Развивается новый кризис, когда ребенок стремится отличаться и противопоставлять себя взрослым. Ярко выражено социальное самосознание.

6 стадия (14-18 лет) — имеет особую значимость, поскольку именно здесь личность поднимается на новый уровень и сама неизмеримо влияет на дальнейшее становление самосознания. Найти себя, собрать знания о собственной идентичности является первостепенной задачей. Это знаменует начало зрелости.