Введение в йогу. Краткая история до нашей эры.

Йога возникла в глубокой древности более 2.5 тысяч лет назад. Подтверждением этому служат «Веды» – древние записи индийских мудрецов. С тех пор, она разветвилась на множество течений. Йоги древности, исходя из своего опыта, трактовали учения по-своему. Каждая ветвь отличается подходом, однако цель осталась прежней – достижение гармонии с самим собой и со всем окружающим.

Где обучиться практике йоги в России и Индии

В России обучение йоге можно найти повсеместно: от Ростова до Хабаровска, от Питера до Сочи. Большое количество центров обучения сосредоточено в Москве, в Новосибирске, в Санкт-Петербурге, в Саратове, в Челябинске, в Краснодаре и других городах-миллионниках. Помимо городов, курсы по йоге можно найти и в загородных центрах, а также в курортных местах в свой сезон.

Где пройти обучение йоге в России?

В Индии обучение йоги сосредоточено в крупных городах вроде Мумбаи и Дели, а также в популярных центрах йоги вроде Ришикеша, Дхарамсалы, штата Гоа, штата Керала и Майсора. По популярности самым известным центром обучения йоге в Индии был, есть и, пожалуй, будет Ришикеш.

Типы поз

Прежде чем начать изучать основные асаны и начать выполнять самые первые позы, давайте рассмотрим какие типы бывают, чтобы вам было легче ориентироваться и понимать чего ожидать от упражнения.

Позы в положении стоя наиболее сложны для начинающих, они часто делаются вначале занятий для разогрева. В Виньяса-флоу йоге стоячие позы идут друг за другом и используются для построения связок. В Хатха йоге стоячие позы могут встречаться по отдельности в сочетании с отдыхом после каждой позы.

На баланс

Развитие баланса чрезвычайно важно для начинающих, позы на баланс помогают укрепить мышцы кора, что в свою очередь необходимо для освоения более сложных поз. Несмотря на то, что удержание баланса сперва будет казаться вам сложным, со временем, регулярно занимаясь, вы обязательно заметите прогресс.

Мостики

Мостики могут быть наиболее некомфортными позами для начинающих, поэтому обычно начинают с легкого прогиба и растяжения позвоночника. Поскольку такие движения редко встречаются в повседневной жизни, они крайне важны для здоровья и долголетия позвоночника.

Сидячие

Позы в положении сидя фокусируются на растяжении бедер и подколенных сухожилий и обычно выполняются в конце занятия, когда тело уже хорошо разогрето. Подложите свернутое одеяло или блок под ягодицы для того, чтобы чувствовать себя более комфортно в таких позициях.

На спине, отдых

Очень важно знать асаны, в которых можно отдохнуть, особенно позу ребенка, которая хорошо подходит для того чтобы сделать передышку в ходе занятия йогой. Лежачие позы позволяют продолжить работу с мышцами и сухожилиями бедер, как и в положении сидя, а также позволяют делать прогибы и скручивания.

Истории из жизни: моя йога. Зап

Меня зовут Зап. Сейчас я — жонглер, уличная артистка, фото- и бодиарт-модель, учитель йоги и бродяга-космополит, проявляюсь в этой реальности затейливо и неудержимо.

Часто слышу в свой адрес: «Обалденная фигура», «Вот же тебе повезло с телом», «А что бы ты делала, если бы Бог не дал тебе такое тело?»

Не заблуждайтесь, друзья! Это тело не упало ко мне с неба, оно — результат постоянной многолетней работы.

Её не так много, но упорство и регулярность делают своё дело: каждый день — йога 1-2 часа, специальные упражнения на ноги и ягодицы (да-да, воркаут), дыхательные практики; несколько раз в неделю танцы и другой спорт, внимательное питание в основном овощами и фруктами.

Я начала заниматься йогой 5 лет назад и до этого не занималась ничем, я была ДРИЩЁМ с самым обычным дряблым телом и даже не могла дотянуться до пола пальцами рук. Йога открыла мне глаза на бесконечность моих возможностей.

Я начала ей заниматься потому, что у меня очень сильно болела спина. Каждые полгода мне приходилось ходить к костоправу, чтобы он вставлял рассыпающиеся от неправильной осанки позвонки — всё было довольно серьёзно.

Из-за сидячего образа жизни и 12 часов за компьютером каждый день тело затекало и я двигалась как робот: по прямой и не сгибаясь. Я словно боялась выйти за границы невидимой коробки в пространстве, я была сгустком напряжённости и неуверенности в себе.

Прошло пять лет и я мне больше не нужны врачи. Моё тело проснулось на йоге, освободилось для экспериментов с помощью жонглирования, задышало и, наконец, всерьёз задвигалось в танце. Регулярная практика закрепляет и улучшает эти результаты.

Но всё это не имело бы никакого смысла без огромной внутренней работы. Каждый день, как бальзам на раны, вместе с чудодейственными асанами, движениями и упражнениями, совершенно необходимы чудодейственные мысли и чувства. Очень простые и очень приятные: любовь к себе, удовольствие и радость, принятие, осознанность и внимательность, уважение и ответственность по отношению к себе. Они даже не половина успеха, они гораздо больше!

Читайте также:  Йога - воздействие на организм, рекомендации к проведению

Такая практика может сделать любого человека хозяином самого себя, Творцом и богом своего тела, разума и души. И никакая удача, карма и судьба тут ни при чём. Известные люди хором твердят: никакого таланта не существует, есть только терпение и труд. А я прибавлю: и любовь, и осознанность.

Мы всегда можем выбрать, как развивать нашу собственную историю. Если вы выбрали и наслаждаетесь своим выбором — спасибо вам! Вы мои вдохновители! А если нет… может пора?

И только найдя, приняв и полюбив себя, мы сможем сделать тоже самое со всем остальным миром. Работа над собой не остановится в этот момент. О, нет! Может быть потребуется ещё больше работы. Но она будет самой любимой, самой приятной на свете, потому что она — сама жизнь!

«Я щас вам расскажу о смысле жизни. Я, в натуре, профессионал, а не любитель!»

И наконец, четвертый этап – тренинги и лекции. Большая часть стадий йогической индоктринации вполне себе обратима. Но если уж дошло до тренингов и лекций – то все, пиши пропало. Если ваш знакомый йог или йогини постят на своей странице в соцсети объявление, призывающее принять участие в «Телесных Практиках Повышения Осознанности и познать себя с помощью Науки Дизайна Человека» – его или ее, скорее всего, уже не спасти и не вернуть в реальный мир, как бы вы ни старались.

Россия при этом не была бы Россией, если бы у нас не развился особый сорт этой заразы, причем рассчитанный исключительно на женщин с проблемами в личной жизни. Речь, к примеру, идет о так называемых тренингах ведической женственности от Торсунова и Ко. Вкратце учение таких «гуру» заключается в том, что женщины по своей природе принципиально отличаются от мужчин и обладают совершенно иным строением души и потребностями. Формула существования «ведической» женщины ничем не отличается от старого-доброго «кирхе-кюхен-киндер». С добавлением разве что обязанности во всем и всегда угождать мужу, при этом исподволь им управляя.

Женщина, идущая против этого своего «предназначения», то есть начинающая работать, носить брюки и спорить с мужчинами, теряет свою женскую энергию и привлекательность в глазах противоположного пола, болеет и рано умирает. Напротив, истинная «ведическая» женщина всегда счастлива, поскольку ничем таким не занята, а муж все время дарит ей золотые украшения. По сути, модель поведения «ведической» жены состоит из рабской покорности в сочетании с искусной манипуляцией и подкупом. Вот ради этого, очевидно, суфражистки конца XIX века рубились с полицией и сидели в тюрьмах. Чтобы их потомки через пять поколений, развесив уши, мечтали об участи то ли домашнего животного, то ли куклы, то ли рабыни-наложницы римского патриция.

Впрочем, неудивительно, что «ведическая женственность» нашла себе такую почву именно у нас. Основную аудиторию таких тренингов составляют девочки из неполных семей или воспитанные никогда не любившим их отчимом. И представляя свою вторую половинку, они видят не мужа, а того самого отца, которого у них никогда не было. Для них это очень удобная ролевая модель – ребенка, который не хочет становиться взрослым и не желает ни за что отвечать.

Напоследок хотелось бы сказать вот что. Все вышеизложенное вовсе не означает что, занятия йогой смертельно опасны для вашего душевного и физического здоровья. Но пожалуй, перед походом на первое занятие вам стоит прочитать про себя одну простую мантру: «Это просто такая гимнастика. Все остальное – чушь».

Сюжеты: Мнения , Городские байки Алексея Байкова , Авторский взгляд: колумнисты

Возникновение индуизма

«Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что бог проявляет себя в различных формах. Человек может поклоняться той из форм бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения»

В течении всей истории развития йоги (как на протяжения ведического периода индийской истории так и после него) терминология йоги и ее мировозренческая направленность произвольно видоизменялась как известными философскими школами, так и бесчисленными аскетами, магами и йогинами-одиночками в силу личного разумения. Причём всё это были сугубо арийские интерпретации.

По мере того как с течением времени местные аборигенные культы стали смешиваться с представлениями Вед и набирать силу, как бы переваривая религиозные представления пришельцев, возник собственно индуизм. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как «дхарма», «карма», «сансара», «майя». Два крупных эпических текста — Махабхарата и Рамаяна — были написаны около трёх с половиной тысячелетий назад, незадолго до рождения Будды.

Слово «Махабхарата» можно примерно перевести как «Великая книга индийской культуры», а «Рамаяна» — как «Путь Рамы».

Махабхарата содержит свыше ста тысяч стихов, а Рамаяна, хотя она и меньше по размеру, всё‑таки достаточно велика, чтобы считаться скорее энциклопедией, чем книгой. Даже в сегодняшней Индии Рамаяна, пожалуй, остаётся самым популярным из традиционных писаний. В этой книге жизнь Рамы описывается прекрасными стихами, которые часто поют под музыку. Хотя она не содержит, или почти не содержит никаких конкретных указаний по йоге, она в символической форме описывает суть жизни йога и путь, который нужно пройти для обретения самореализации. Внешне, она касается жизни Рамы, его жены Ситы и других людей, а также невзгод, с которыми они сталкиваются в жизни. Но, в действительности, под этой тонкой маскировкой скрывается описание проблем и испытаний — как внешних, так и внутренних — с которыми приходится сталкиваться йогам на пути к трансцендентному осознанию.

Читайте также:  Как осваивать позу лотоса для начинающих

Также более отчетливо о йоге упоминается в Бхагават гите (часто называют «Гита-упанишада» или «Йога-упанишада») — шестой из частей Махабхараты Основной упор в Гите делается на достижения уравновешенности в повседневных действиях, а не на аскетической традиции йоги — уходе из социума. Йогин не должен покидать мир. Напротив — он должен жить в самой гуще социума, не уклоняясь ни от чего. Причём единственное условие спасения заключается в систематической практике йоги и непривязанности к плодам своих действий.

В Махабхарате основной текст, повествующий о военных сражениях в определённый период истории Индии, чередуется со многими отрывками, относящимися к йоге и ее практике. Однако, суть её учения содержится во всемирно известной части, именуемой «Бхагавад‑Гита». Это поэма из семисот стихов, в которой воплощение Бога — Кришна, играющий роль возницы во время главной битвы эпоса, обучает великого воина Арджуну практике йоги.

И определения йоги звучат уже так:

«Уравновешенность йогой зовется» «Йога — это мудрость, благодаря которой избежишь порабощения кармой» (то что предопределено тебе судьбой) « Йога — это искусность в действиях, тотальность в действиях.

Также в Бхагават гите есть упоминание о самадхи, одном из йоговский понятий. «Когда твой противопоставленный писаниям разум, утвердиться в непоколебимом самадхи, тогда достигнешь йоги»

Бхагавад Гита — это текст-путеводитель по йоге, применимый ко всем людям на свете, независимо от возраста, занятий и общественного положения. Именно Бхагавад Гита призывает всех начинать заниматься йогой здесь и сейчас, не думая, что её можно практиковать лишь аскетам. Практика йоги должна уже сейчас быть неотъемлемой частью жизни человека. Ещё одна важная особенность Бхагавад Гиты состоит в том, что она соединяет все разнообразные аспекты йоги в одно всеобъемлющее целое. В практике йоги не следует ограничиваться одним путём. В действительности, это просто невозможно: необходимо объединение всех различных путей. Хотя человек может придерживаться одного конкретного пути, ему, по возможности, следует практиковать и другие пути. В Гите об этом говорится совершенно ясно.

Все основные классические типы

Классические виды йоги имеют свою историю. Многие годы они развивались и совершенствовались. Выбрать подходящий именно вам вариант занятий несложно, если внимательно изучить каждое направление, которое существует.

Карма-йога

Карма-йога – это осуществление своего предписанного долга на максимуме своих способностей и умений, т. е. выполнение своей Дхармы и долга перед Богом. Акарма (не привязанность) к результатам своих действий очень важна. Привязавшись к результату – прогресс останавливается и начинается спад.

Бхакти-йога

Бхакти-йога – это практика развития любви и преданности Богу, выполнение его воли. Практика Атма-ниведана – это жертвование, подношение всех действий и тенденций ума Богу, в том числе  регулярное пение мантры «Ом».

Джняна-йога

Джняна-йога – это борьба с силой невежества (авидьей), дисциплинирование ума. В неё входят различные формы медитации и три критерия истинности к Высшему сознанию:

  1. Шабда (точка зрения опытного учителя или Гуру).
  2. Шастра (духовная литература).
  3. Садху (непосредственное выполнении практики).

Раджа-йога

Чтобы преуспеть в этой йоге, нужно последовательно выполнять все предписанные практики, а не по отдельности. Не следует гнаться за высшими ступенями, не утвердившись в начальных, так как есть риск навредить самому себе и другим.

Хатха-йога

Все основные классические типы

Хатха-йога – это вид, упор которого делается на этическо-нравственные аспекты (Яма и Нияма), асаны, пранаямы и очистительные техники Шаткармы. Практики Хатха-йоги убеждены, что усовершенствовав своё физическое тело и достигнув баланса с умом, они сольются с Высшим сознанием.

Аштанга

Аштанга-йога является частью распространенной по всему миру индийской философии. Первое описание этого направления было составлено в «Йога-сутре» мастером Патанджали.

Первая школа Индры Деви

Яну предложили работу в Шанхае. В 1940 году семья переезжает. В этом же году женщина открывает первую школу йогов. Большинство учеников знаменитые эмигранты из разных стран. Её стали называть матаджи — матушка, так в Индии называли женщин-учителей.

Во время одной из командировок скоропостижно умер Ян Стракати. Индра, в скором времени, распродаёт всё имущество в Шанхае. Перед ней стоит нелёгкий выбор – куда отправиться, как жить дальше. Единственным выходом из ситуации ей показалось, взять билет на первый пароход, который будет отходить от пристани. Так она оказалась в Калифорнии.

Голливуд

Знакомство с Элизабет Арден открывает невидимые горизонты. Индра создаёт студию йоги в Голливуде, и в каждом салоне Элизабет создаёт кружок йоги. Для того, чтобы популяризировать йогу Индра Деви делает акцент на знаменитостях, и это у неё выходит. Привлекая звёзд, она создала культ йоги и среди жителей. Со временем выходит в свет методика для “людей Запада”, которая соединила в себе:

  • дыхательную гимнастику;
  • диету;
  • медитацию;
  • физические упражнения йоги.

В последствие сформировалось много общин а Америке называющих себя «люди йоги».

Второе замужество

Первая школа Индры Деви

В 1953 году женщина-йог вновь выходит замуж. Избранник – врач Зигфрид Кнауэр. Муж помогает и поддерживает её во всех начинаниях и становится приемником.

Возвращение в Россию

В 1959 году в одном из выпусков журнала “Огонёк” она увидела статью о йоге. У российских гастролёров женщина пытается расспросить о йоге в СССР. Оказалось, йога в умах советского народа представляла собой религию. Для Индры этот факт стал вызовом, и несмотря на отговоры своих родных, она отправилась на родину. Переубедить и объяснить элите советского союза понятие йоги оказалось сложной задачей. Посредством знакомств и связей Евгения Васильевна всё же попала на приём к Алексею Косыгину и Андрею Громыку. В течение нескольких часов она повествовала им смысл йоги. В конечном итоге ей удалось развеять их предвзятое отношение к индийской культуре. В 1960 году выходит газета с заголовком “Отважная женщина-йог, поставившая Кремль с ног на голову”. Этот выпуск выходит огромным тиражом и распространяется по всему миру.

Читайте также:  История появления и особенности раджа-йоги

Мексика–Аргентина–Москва

Перед смертью муж дарит жене ранчо в Мексике. Здесь она работает над Международным центром йоги. Через два года после его открытия Индру тянет в Аргентину, в страну где царит страсть. Женщина-йог и дальше продолжала путешествовать по миру устраивая лекции, семинары и не только. Написала несколько книг, которые, в последствие, стали бестселлерами в нескольких странах и были переведены на 10 языков. Одна из них «Питание от Индры Деви». В 1990 женщина приезжает в СССР, где живёт до своего столетия.

25 апреля в 2002 году Индра Деви скончалась. По обычаям Индии тело кремировали, и прах рассыпали над рекой Рио-де-ля-Плата.

Всю свою жизнь Евгения Васильевна отдала йоге и воспитанию новых последователей.

Поза треугольника (Триконасана)

  • Расставьте стопы на расстояние, равное длине одной вашей ноги или чуть уже.
  • Правая стопа смотрит вправо, носок левой завёрнут немного внутрь (как в предыдущей асане).
  • Ноги выпрямлены, коленные чашечки подтянуты.
  • Вытяните руки в одну линию параллельно полу и со вдохом потянитесь вправо. С выдохом опустите правую руку на правую голень.
  • Левая рука стремится вверх, взгляд направлен на большой палец левой руки. Если у вас есть проблемы с шеей, или такое положение головы вызывает боль, направьте лицо вниз.
  • Если получается, опустите правую ладонь на пол. Следите, чтобы корпус не заваливался вперёд – старайтесь держать всё тело в одной плоскости.
  • Со вдохом поднимитесь и сделайте упражнение на другую сторону.
Поза треугольника (Триконасана)

Практика хатха-йоги

Хатха-йога основывается на практике асан, пранаяме и медитации. Именно такое сочетание техник дает возможность прорабатывать в хатха-йоге различные аспекты человеческой жизни: его физическое и психическое здоровье, творчество и самосовершенствование, духовное развитие. Смысл хатха-йоги в том, чтобы медленно раскачать и проработать тело от низа к верху, постоянно уделяя внимание позвоночнику, как важному проводнику энергии.

Практика Хатха-йоги

Практика хатха-йоги

Пранаямы. Сначала дыхание

Пранаяма – это дыхательная практика, основанная на продлении вдоха, задержке дыхания и выдохе. Практикующие йогу отводят довольно много внимания именно дыханию, потому, что во-первых, при насыщении кислородом запускаются важные процессы в организме, а также происходит вентиляция легких. А во-вторых, правильное выполнение асан основано на соотношении наклонов, прогибов и вдохов и выдохов.

Пранаямы

Техника пранаямы довольно проста. Устроившись удобнее в положении сидя, необходимо большим и указательным пальцем прикрыть ноздри, а затем открыв правую произвести вдох, затем закрыть ее, задержать дыхание и выдохнуть через левую ноздрю. Таких дыхательных циклов может быть несколько.

Практика хатха-йоги

Асаны. Отличие от упражнений

В русской практике йоги часто асаны для простоты называют упражнениями, но эти два понятия не равноценны, т.к. асана подразумевает некое устойчивое положение тела, позу, в которой необходимо находиться некоторое время, выполняя при этом дыхательные циклы. Упражнение же это повторное выполнение каких-либо действий, как правило, упражнения не связаны с средоточением на каких-либо областях своего тела и проработке определенных энергетических центров, что в свою очередь можно сказать об асанах.

Медитация или релаксация

Для практики хатха-йоги важно разделить также понятия медитации и релаксации. Релаксация связана главным образом с расслаблением и отдыхом. Медитация же – это скорее работа с сознанием и тренировка в какой-то степени ума, попытка остановить внутренний монолог и получить доступ к важным для улучшения качества жизни центрам личности.

Практика хатха-йоги

Шаткармы — очищение

Шаткармы – это древнеиндийские, йогические практики глубокого очищения организма. В целом таких практик насчитывается более 20, но наиболее известные из них – это промывание носа и глубокое очищение ротовой полости с чисткой корня языка. Для чего нужны шаткармы? В теории йоги считается, что все то, что засоряет наш организм, является причиной болезней и уменьшает способности к йоге, поэтому очищая нос или кишечник, практикующий улучшает свое продвижение в йоге.

Шаткарма — очистительная практика

Мармы. Что это такое

Практика хатха-йоги

Марма-терапия относится к аюрведическим знаниям, это практика массажа по точкам, расположенным в определенных местах тела человека. Считается, что все эти точки связаны с нашими внутренними органами, и, воздействуя на них, можно существенно улучшить состояние организма.

Мармы частично применяются и в йоге. Имеется в виду небольшая разминка, своего рода «включение» в работу всего организма, стимулируя некоторые точки на теле, которые потом дополнительно будут проработаны в асанах.

Мармы

Что такое мудры

Практика хатха-йоги

Мудры – это своеобразные жесты, меняющие сознание человека. Они также связаны с энергией, как и асаны, поэтому часто, на продвинутом уровне йоги, инструктор в некоторых асанах может попросить сделать определенный жест руками. Для того, кто не погружен в философию йоги, это скорее внешняя картинка, не имеющая значения, но для человека понимающего это дополнительное помощь организму и усиление работы тела в асане.

Одна из самых популярных мудр в йоге – «намасте» (сомкнутые в виде закрытого цветка лотоса ладони), означающая « я приветствую в тебе Бога».

Мудры