Для чего нужна семья: что она значит, почему важна в жизни человека

Сейчас магазины предлагают огромное разнообразие детских развивающих игрушек, которые, судя по рекламе, способны сделать из ребенка «гения». Действительно ли эти новомодные погремушки настолько полезны, как заявлено на этикетке, как родители должны способствовать развитию малыша, и что делать, если ребенок запаздывает с освоением навыков, «АиФ-Воронеж» спросил у педиатра высшей категории Воронежской областной детской больницы №1 Юлии Кравцовой.

Волшебная таблетка

Кто из нас не мечтал в детстве о волшебной таблетке для осуществления какой-нибудь мечты? Это же так здорово – съел таблетку, и все возможные знания у тебя в голове. Или, например, научился на скрипке играть. Ну, либо просто стал хорошим человеком. Только вот в реальной жизни не всё так просто. Для того, чтобы измениться в лучшую сторону, нужно долго и упорно работать над собой.

А причём здесь мы? Разговор ведь о воспитании детей, не так ли? Почему-то некоторые родители считают, что ребёнок родился, растёт, времени ещё много до того момента, как он придёт и скажет: «Мама, папа, я теперь взрослый.» А это значит, что с воспитанием можно не торопиться, успеется. Или же думают, что однажды случится чудо и их чадо вдруг станет замечательным человеком и вообще уникальной личностью. Только и здесь нужно поработать. Через все преодолимые и непреодолимые преграды перелезать, пубертатные периоды переживать и работать, работать. Ведь если вы хотите, чтобы ваш чудесный малыш стал не менее замечательным человеком, знайте, что ваш вклад в это преображение должен быть огромным. И начинать нужно как можно раньше.

Ребенок рождается с незрелым мозгом

Легкость образования нейронных связей в младенчестве объясняется тем, что человек рождается с незрелым мозгом. Практически сформированными у него являются внутренние структуры (ствол, промежуточный мозг и мост, таламус и гипоталамус, гипофиз), отвечающие за регулирование жизненно важных процессов — дыхания, глотания, пищеварения.

Те же отделы (преимущественно кора больших полушарий), которые отвечают за выполнение сложных интеллектуальных действий, практически не имеют связей, взаимодействие между нейронами в этих областях начинается в процессе освоения мира.

Не сравнивайте с соседским

— С чем может быть связано то, что ребёнок не укладывается в сроки по развитию? Что делать родителям, куда обращаться?

— Причин этому две. Во-первых, есть индивидуальные темпы развития, и сроки для навыков достаточно гибкие. Взять, например, навык сидения. Почему-то бытует мнение, что ребенок в шесть месяцев должен сесть. Нет, ребенок должен сесть с шести до восьми месяцев. Пойти не в один год, а с одного года до полутора лет. Вот это нужно учитывать. Неправильно сравнивать своего ребенка с соседским. Только доктор может сказать, укладывается ли развитие ребенка в нормативы. Во-вторых, причина может быть в заболеваниях центральной нервной системы. Иногда к задержке развития приводят заболевания внутренних органов. Если у ребенка есть, например, проблемы с легкими, сердцем, он в силу непереносимости физических нагрузок также будет отставать в развитии.

— В целом, как высчитаете, современные малыши более развитые, чем, скажем, те, которые росли 10-20 лет назад?

Статья по теме «Коронавирус малышей бережет». Педиатр – о недугах новорожденных

— Современные малыши имеют более благоприятные бытовые условия для своего развития, более полноценное питание. Сейчас редко встретишь малыша, которого из-из отсутствия грудного молока кормят манной кашей на коровьем молоке. Дети получают более правильное питание, поэтому нутритивный статус (комплекс клинических, антропометрических и лабораторных показателей, характеризующих количественное соотношение мышечной и жировой массы тела пациента – ред.) у них лучше по сравнению с прошлыми поколениями. Но вот в плане развития социальных, коммуникативных навыков современные дети отстают от прошлых поколений, так как зачастую в семье один ребёнок, за которого все делают. Начиная с возраста, когда он может что-то держать в руках, он пользуется гаджетами. Но пользование планшетом – это не исторически сложившаяся норма для развития нашей нервной системы.

Читайте также:  Второй ребенок в семье: что надо знать?

— Помогают ли так называемые развивающие игрушки?

— Это модный тренд. Ребёнку без разницы, будет ли он играть с купленной в магазине развивающей игрушкой, либо хлопать крышкой по кастрюле. В плане его развития это будет абсолютно равнозначные вещи. Ребенок все повторяет за мамой и папой, осваивается в быту, так и познает мир. Для этого какие-то специальные игрушки не нужны. Если его положить на цветное одеяло, на котором не написано, что оно сделано специально для детей, дать более простые игрушки, эффект будет тем же самым.

— Что можно еще сделать полезное для развития малыша из подручных материалов?

— Можно набить мешочек гречневой крупой и фасолью, порвать бумажку и дать ребенку пошуршать, пришить на подушку разноцветные пуговицы, положить в пластиковую бутылку горох и закрутить ее хорошо – получится интересная погремушка. А можно дать ребёнку переливать водичку из кружечки в кружечку. Важно развивать мелкую моторику, так как это связано с речевыми центрами головного мозга. Соответственно, если есть проблемы с речевым развитием, то ребенку надо более интенсивно заниматься с мелкими предметами. Можно крутить диск от телефона, открывать-закрывать шпингалет.

«Главное – желание стать мамой». Родители и эксперты об усыновлении детей Подробнее

Структура образовательного проекта

I. Пояснительная записка:

1) Паспорт проекта: Сведения об учащихся, на которых рассчитаны представляемые материалы; Объем в часах, продолжительность курса; Сведения об апробации проекта (где, как долго апробировался курс, система и т.п.). 2) Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны. 3) Цель и задачи проекта. 4) Ожидаемые педагогические результаты.

II. Теоретическое обоснование проекта

1) Раскрытие сущности основных понятий, отражающих проблему проекта. 2) Основные принципы, лежащие в основе проекта. 3) Характеристика возрастных психологических особенностей учащихся, на обучение которых направлен данный проект (в контексте заявленной проблемы).

III. Методический модуль (на примере изучения конкретных разделов, тем в объеме не менее 20 ч)

1) Описание методики (технологии) преподавания (методы, приемы, формы, средства обучения). 2) Дифференциация, индивидуализация обучения. Дополнительные задания (коррекционно-развивающего, развивающего и продвинутого характера).

IV. Модуль результативности

1) Система отслеживания (мониторинг) результатов реализации образовательного проекта в рамках заявленной темы. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля (устный и письменный опрос, тестирование, контрольные срезы, зачеты, семинары, экзамены и т.д.). 2) Анализ результатов работы (за последние 3 года) по теме проекта. Оценка уровня усвоения материала учащимися: Соответствует стандарту; Выше стандарта (углубление, расширение, дополнение и др.).

V. Список литературы, рекомендуемой для педагогов

Список литературы, рекомендуемой для учащихся.

Влияние сказок

Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.

«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.

Психологи озвучивают мнение о том, что сказки даже в какой-то мере формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных ролей. Родителей подобные заявления очень впечатляют, и они порой начинают жёстко фильтровать всё, что читается ребёнку.

Если смотреть на сказку глазами взрослого, логически и рационально мыслящего человека, многие вещи кажутся очень опасными: жестокость, агрессия, гибель героев, хитрость и обман повсюду, равнодушие близких видятся в сказках повсеместно.

Иногда кажется, что сказки пропагандируют лень, тунеядство, глупость и другие негативные качества. Всё дело в том, что смотреть на сказку глазами взрослого совсем не нужно. Сказка «разговаривает» с нами особым языком – языком символов и метафор. Всё, что происходит в сказке не нужно воспринимать буквально. Даже самые странные и негативные с точки зрения рационального ума вещи в сказке – всего лишь символ чего-либо. Например, в сказке про мальчика-с-пальчик родители унесли детей в лес. Казалось бы, что может быть хуже: взрослые, вместо того, чтобы решать свои проблемы, избавляются от детей и отправляют их на погибель. Если копнуть глубже, мы видим, что эта ситуация – символ разлучения ребёнка с родителем, которое, в сущности, является закономерным итогом взросления. Лес, полный опасностей – образ взрослой жизни, в которой приходится принимать решения, стоять за себя.

Читайте также:  15 главных рефлексов новорожденного: как их проверить

Страшные сказки не только можно, но и нужно читать детям. Такие сказки являются своеобразной «прививкой» перед выходом во взрослую жизнь. В реальной жизни людям многое приходится претерпевать, и готовиться к этому нужно с детства. Через сказку ребенок сталкивается с допустимой для него долей стресса, “вырабатывает иммунитет” к ней и тем самым готовится к встрече с реальными обстоятельствами.

Большую роль играют сказки в формировании модели полоролевого поведения у ребёнка. Как бы ни пропагандировалась идея “унисекс-воспитания”, девочки и мальчики, а позже женщины и мужчины – существа с разных планет, у них разные задачи и по жизни, и в семье, и в обществе. На основании этого можно выделить сказки для девочек и сказки для мальчиков. В сказках для девочек сюжет развивается вокруг главной героини женского пола, а в сказках для мальчиков – вокруг героя-мужчины.

Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки, желанной женщины и доброй матери. Отрицательные героини тоже важны для девочек. Например, злая мачеха в сказках – это так называемый «социальный тренер», который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это человек, рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать, и эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый конфликт с мачехой – она останется ни с чем.

У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины, способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые возложены на него обществом.

Конечно, деление сказок на сказки для девочек и сказки для мальчиков условное. И те, и другие нужно читать детям обоих полов, ведь в каждом из нас есть и женское, и мужское начало.

Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками. Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама. Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам, можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.

И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.

Читаем также: персонализированные сказки для вашего ребенка >>>

Ответственность родителей за воспитание детей

На родителях, конечно же, лежит большая ответственность за воспитание детей, выбор средств и методов, которые способствуют гармоничному развитию личности ребенка. Воспитание является судьбоносным для всей дальнейшей жизни. Семья – это первый и самый значимый институт социализации ребенка, в котором он получает свои навыки общения с этим миром. И от родителей зависит, какими именно они будут.

Только когда ребенок ощущает безусловную любовь родителей и близость с ними, он, опираясь на их образ, может сформировать собственную индивидуальность. Дети всегда учатся у родителей, иногда незаметно для них самих. Они перенимают все, и это не только самые хорошие качества, поэтому не стоит бранить детей, видя в них собственные неприглядные черты. И уж тем более, не перекладывать ответственность за воспитание на других людей или, еще хуже, – на самого ребенка. Конечно, никто не рождается идеальным, и у взрослых безусловно есть свои проблемы и недостатки, однако ничто не мешает над ними работать. Ведь чтобы стать лучшим родителем, стоит становиться лучшим человеком.

Читайте также:  Гематома на голове у новорожденного ребенка после родов

Помните, что ребенок всегда вас любит, и ему важно знать о любви родителей, которая не всегда может быть очевидна. Пока дети малы, они любят себя через любовь родителей, и именно из нее вырастает их будущая любовь к себе и к этому миру.

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу -rebenka-roditelyami-chto-dejstvitelno-nuzhno-detyam/.

  

Потребности женского пола

Женщина стремится выстроить нормальные семейные отношения для:

  • Социального статуса. Осознание выполнения своего предназначения – стать женой.
  • Непринужденного разговора с подругами. Они не видят в вас соперницу, так как вы уже заняты.
  • Наличия компании для походов в гости и на другие праздники.
  • Присутствия постоянного помощника. Жена может избавиться от нужды носить тяжелые сумки, разбираться в сложных ситуациях в одиночку, осуществлять ремонт, эти заботы теперь возлагаются на плечи сильного супруга.
  • Стремления следить за своей внешностью и фигурой, развивать кулинарные навыки. Каждой представительнице прекрасного пола приятны комплименты.
  • Завершения активного поиска партнера. Вам не придется больше тратить ценное время на нахождение идеального спутника – он у вас уже есть.
  • Продления рода. Для хорошего и полноценного развития ребенка необходимы два родителя – мама и папа.
  • Проявления нежности, заботы и любви. Ведь только эти чувства мы испытываем ко второй половинке.
  • Совместного развития и реализации. Общий интеллектуальный уровень, одинаковые взгляды на мир, стремление к самореализации — идеальные составляющие семейного счастья.
  • Бытового комфорта. Все расходы делятся пополам.
  • Наличия опоры, защиты и поддержки.

Принципы развития через семью

Существуют определенные закономерности развития личности через семью. Психологи и социологи давно пришли к выводу о том, что человек становится полноценным членом общества и растет духовно, профессионально и личностно только когда в семье:

  • проявляются милосердие и доброта по отношению как к растущим ее членам, так и взрослым;
  • все члены семьи одинаково вовлечены в ее жизнедеятельность и развитие;
  • выстроены доверительные и открытые отношения между всеми;
  • царит атмосфера оптимизма и любви;
  • ни от кого не требуется невозможное, никто не критикуем за недостатки (присутствует помощь в устранении ошибок);
  • все члены семьи помогают друг другу и всегда могут рассчитывать на поддержку семьи.

Это – общие принципы, которые должны соблюдаться в любой семье вне зависимости от ее социального статуса, вероисповедания ее членов и других индивидуальных особенностей. Но нужно не забывать и о других важных принципах, которые учат не применять физическое воздействие ни при каких обстоятельствах, не нарушать границы личного пространства (не читать чужие письма, не проверять карманы – даже, если речь идет о детских дневниках), не оскорблять.

Принципы развития через семью

Важно отметить, что люди, создающие ячейку общества, вырабатывают изначально или с опытом совместной жизни собственные принципы комфортного сосуществования, при котором учитываются потребности всех входящих в эту ячейку людей.

Семья должна выступать положительным фактором в развитии человека. Но нередко она становится фактором отрицательным, потому что люди не следят за психологической обстановкой дома, приносят домой все свои негативные эмоции и выплескивают их на близких, отказывают любимым людям в понимании и безусловной любви. Не всегда это ведет к разрушению семьи, но всегда – к разрушению личностей людей, в нее входящих.