Главные упражнения для развития мозга ребенка

Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный».

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Гиперактивное поведение
  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

  • Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

  • Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

  • Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Сенсорное воспитание – что это?

Сенсорное воспитание детей, согласно определению в учебниках и пособиях, означает развитие восприятия различных явлений окружающего мира и ощущений, при этом возникающих, понимания их значения и свойств, формирование представлений о тех или иных предметах и их дифференцирование. Совершенствование сенсорных способностей напрямую связано с умственным и интеллектуальным уровнем ребенка. Поэтому сенсорное воспитание использует также как одну из методик для лечения проблемных детей с замедленным развитием любого возраста. Сенсорная система каждого здорового, полноценно развитого человека состоит из пяти аспектов восприятия: осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса. Если говорить о сенсорном восприятии, то существуют общепринятые эталоны, которые должны быть усвоены с раннего возраста: геометрические формы, размеры, основные цвета спектра и т.д. именно на это и направлены упражнения по сенсорике для детей.

Развитие ребенка в 1–лет

Витамама «Золотая рыбка», капсулы-рыбки (дой-пак, 75 гр.) Витамама «Топивишка», драже (дой-пак, 150 гр.) В это время маленький человек усиленно познает окружающий мир. Для развития усидчивости, логического мышления, заинтересованности психологи советуют знакомить малыша с пазлами, конструктором. Сейчас на рынке игрушек представлено большое количество развивающих музыкальных игр с подсветкой. Они превращают познание мира в увлекательный процесс.

Внимание! В этот период можно заметить творческие способности ребенка, начать развивать его талант. Занятие должно нравиться ребенку. Не родитель решает, будет чадо музыкантом или нет. Если малышу нравится музыка, приобретите игрушечную гитару или детский синтезатор. Для будущих художников — краски, карандаши.

Следует развивать сенсорные способности и мелкую моторику ребенка. Эти упражнения необходимы для нормальной речи. Подойдет пластилин, кинетический песок, искусственное тесто. Можно засыпать в коробку пачку манной крупы, спрятать в нее мелкие предметы, чтобы ребенок их искал.

Читаем-пишем

По данным научных исследований, почти у половины младших школьников есть трудности с обучением и с усвоением школьной программы. Как правило, если ребенок не успевает по какому-то предмету, причина не в отставании его в развитии и не в других нюансах органического характера.

Просто дело в том, что, столкнувшись однажды со сложностями, человек не получает инструментария для их разрешения: все одноклассники идут по программе дальше, а вопросы у отдельно взятого ученика лишь накапливаются… В этом случае на помощь учителям и родителям опять-таки приходят игры.

Термическое чувство, вкус и обоняние

Тепловое восприятие, развитие и утончение вкуса, различение запахов тоже нуждаются в тренировке. Они готовят ребенка к практической жизни, к углубленному изучению природы.

ЛОТО ЗАПАХОВ

Вам понадобятся:

  • баночки от «киндер-сюрпризов»;
  • различные ароматные наполнители (корица, гвоздика, кофе, жасминовый чай, кусочек мыла, шалфей, ватка, пропитанная духами, пихтовым маслом, соевым соусом, апельсиновая кожура и др.).

Нюхаем баночки с наполнителем, акцентируем внимание на ощущениях (для начала – приятный или неприятный запах; затем расширяем словарный запас: ароматный, кислый, мятный, сладкий, тяжелый, резкий запах). Когда ребенок запомнит, как называется источник аромата, можно разложить перед ним карточки с изображениями этих предметов (апельсин, духи, мыло и т.д.). Малыш нюхает и ставит баночку возле соответствующей карточки. На третьем этапе ребенок с закрытыми глазами нюхает поднесенную к нему баночку и называет источник.

ЧТО ТЫ СЪЕЛ?

На блюде, покрытом салфеткой, лежат кусочки яблока, груши, виноградина, долька мандарина, банана. Малыш закрывает глаза. Вы кладете ребенку в рот кусочек фрукта и спрашиваете – что он съел?Можно налить в стаканы, например, соки апельсина, вишни, моркови и определять их на вкус. Старшие дети могут провести опыт — какой частью языка мы чувствуем горькое, соленое, кислое и сладкое.

ХОЛОДНО ИЛИ ГОРЯЧО?

  • Малышу, сидящему с закрытыми глазами, капните на ладошку холодной, теплой, горячей водой. Пусть попробует угадать.
  • Дотроньтесь до холодного оконного стекла и теплой печки локтем, тыльной стороной ладони, кончиком носа, щекой. Обратите внимание на различие ощущений.
  • Походите босиком по полу разного типа: ковру, кафелю, линолеуму, дереву. И после этого определите, какой пол самый холодный, а какой — самый теплый.

Развивая сенсорику, мы обогащаем жизнь ребенка, чтобы он смог стать наблюдать и тонко чувствовать реальную действительность и претворять ее в творческом самовыражении. 05/10/2010Олеся Перминова, Монтессори-педагог, руководитель Монтессори-школы раннего развития детей «Лесенка», мама Полины и Маргариты. о детях от 1 до 3 лет Другие статьи автора

интересных развивающих методик для дошколят

Если потешки, чтение книжек, кубики и прочие бабушкины методы надоели, попробуйте одну из этих методик.

Не секрет, что развивать ребёнка стоит с самого младшего возраста. Мама должна всё время разговаривать с малышом, объяснять, читать и петь. Всего этого достаточно, чтобы кроха рос и учился новому.

Однако сейчас широкую популярность получило множество новых методик. Давайте подробнее познакомимся с самыми интересными.

1. Система Монтессори

В настоящий момент это одна из самых популярных методик в мире, по ней работает множество детских учебных заведений. В основе системы Монтессори заложен принцип: каждый ребёнок – это личность, которая развивается по определённому пути.

«Помоги мне это сделать самому» – главный девиз методики. Тут ребёнка никогда не критикуют, он сам должен догадаться, что ошибся. В группах огромное множество игрушек, с помощью которых малыш узнает о цвете, форме, и других свойствах предметов.

Читайте также:  Как научить ребенка говорить в год в домашних условиях?

Однако методика не подразумевает ролевых игр и творческого развития. Да и предоставить ребёнку самому решать, когда и что ему развивать – спорное утверждение.

интересных развивающих методик для дошколят

2. Методика Николая Зайцева

Это – вторая по популярности система раннего развития детей. В основе – игра с кубиками, с помощью которых ребёнок легко осваивает чтение и математику. Кубики отличаются по размеру, цвету и качеству, издают разные звуки. Обучение по кубикам происходит в виде игры, дети при этом бегают, танцуют и поют.

Минус методики в том, что не происходит развитие мелкой моторики. Часто при поступлении в школу детей приходится «переучивать».

3. Вальдорфская педагогика

Суть этой методики в том, что детям не надо взрослеть раньше времени, они должны развиваться творчески, а не интеллектуально. Ребёнка тут ни к чему не принуждают, не заставляют рано учиться писать и читать.

Игрушки простые, из натуральных материалов. Никаких вредных пластиковых игрушек и модных кукол в нарядных одеждах. Ребёнок рисует, поёт, танцует, выращивает овощи, готовится к многочисленным праздникам согласно традициям.

Телевизор под запретом.

Минусом в том, что ребёнок поздно учится счёту, письму и другим нужным навыкам. Также может насторожить религиозно-мистическая составляющая обучения.

4. Система Никитиных

Главное здесь – свобода действий ребёнка, раннее интеллектуальное и физическое развитие. Нельзя ограничивать малыша рамками и правилами, не надо заставлять делать то, к чему он ещё не готов.

Не рекомендуется помогать своему ребёнку, он всё должен освоить сам.

Пробежаться босиком по снегу, подтянуться на домашнем тренажёре, а потом сесть решать головоломки и задачи с помощью кубиков – вот суть системы Никитиных.

интересных развивающих методик для дошколят

Однако система подразумевает развитие ребёнка только в стенах собственного дома. Творчеству тут не уделяется внимание, а закаливание носит подчас жёсткий характер.

5. Метод Глена Домана

Основа метода – раннее интеллектуальное развитие детей с помощью карточек. На них изображены предметы на разные тематики, числовые множества и слова. Показывать карточки рекомендуют малышам, начиная с рождения, таким образом, как бы загружая мозг информацией. Также в этой методике уделяется внимание физическому развитию ребёнка – присутствуют регулярные несложные упражнения.

Минусы в том, что ребёнок запоминает не буквы, а слова в целом. При огромном багаже знаний он иногда затрудняется выполнить элементарное задание, а от переизбытка информации может получить нервный срыв.

Если ни одна методика не подошла вашему малышу, не расстраивайтесь, ведь дома он также может найти множество развивающих занятий. Даже полить цветы или помыть пол очень интересно ребёнку. А можно ещё помочь маме на кухне перебрать горох, а потом покормить питомца. Главное – это увлечь малыша, а развиваться он будет естественным образом.

Сенсорное развитие дошкольников

Объясняйте такие понятия, как близко и далеко, лево и право, впереди и сзади, над и под и т. п. Это совершенствует пространственные представления. Например, в процессе игры сказать ребенку «Поставь слева машинку», или «Возьми сзади мяч».

Для различения неречевых звуков нужно включать музыку или звучание отдельных инструментов. Прислушиваться на прогулке к шелесту листвы, пению птиц, шороху шин. Даже во время приготовления еды можно обратить внимание на работающий миксер, шум льющейся воды из крана, шипение и свист кипящего чайника.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,до 5,лет

Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.

Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.

советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни

Психология эмоционального и умственного развития ребенка от рождения до года довольно проста для понимания. Что же нужно учитывать для эффективного воспитания новорожденного?

Тесный контакт с мамой – главное условие полноценного развития

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни
  1. Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
  2. Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
  3. Ключевыми аспектами полноценного развития ребенка являются здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
  5. Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.
Читайте также:  Безопасность детей дома: правила и советы родителям

Оставить комментарий

Наиболее распространенные упражнения и игры

Пальчиковая гимнастика

Наиболее эффективные упражнения сенсомоторного развития у малышей от 5 месяцев до 1,5 года, те, которые протекают в увлекательной и интересной для его возраста форме.

  • Пальчики здороваются — поочередно каждый пальчик дотрагивается до своего собрата напротив.
  • Отлично работает веселая и всем известная игра-массаж «Сорока ворона кашу варила», а также игра «Ладушки».
  • Игра на пианино — пальчики хаотично приподнимаем от поверхности поочередно или все вместе.
  • Рисуем круги и восьмерки в воздухе каждым пальцем.
  • Разрывание бумаги (подходит деткам с 7 месяцев). Дайте малышу два листа цветной бумаги, он с удовольствием их осмотрит, ощупает, начнет мять и разрывать.

Для деток постарше

Наиболее распространенные упражнения и игры
  • Перелистывание страниц книжки с картинками.
  • Бусы — перебирать мелкие предметы очень полезно. Наденьте на себя бусы с различного размера бусинами, ему очень понравиться перебирать их пальчиками.
  • Игры вкладыши (мисочки, пирамидки и т.п.) Их можно вкладывать друг в друга, строить башенки. Эта игра очень интересна малышам и формирует понятие о размере предметов.

Для детей от 3-ех лет

Игры с мелкими предметами (бусины, пуговицы, камешки, крупа)

Такие игры проводятся только под наблюдением взрослых. Они оказывают всестороннее действие — развивающее, успокаивающее, тонизирующее, оздоравливающее. Отлично развивают моторику и тактильные ощущения. Насыпьте в мисочку любую крупу и дайте её ребенку. Он с удовольствием будет ее трогать, просыпать сквозь пальцы.

Предложите разделить заранее смешанные фасоль и горох, или же искать камушки в крупе. Задайте задачу нарисовать на белом картоне крупой солнышко или любой другой несложный рисунок. Хорошо работают для развития моторики упражнения с пинцетом или щипцами. Покажите как с помощью такого инструмента можно перекладывать предметы и попросите его переложить в бутылку с узким горлышком горошинки, камушки или бусинки.

Специальные игры для развития мелкой моторики.

Очень полезно и интересно для детей нанизывать бусинки/ пуговицы на нитку, причем это можно делать не только в произвольной форме, но и усложнить задачу, предложив определенную последовательность нанизывания. Не забывайте про игры с мозаикой.

Наиболее распространенные упражнения и игры

Пальчиковые игры — эффективный способ для развития мелкой моторики

Они представляют инсценировку каких-либо историй, сказок. Вы можете разрисовать крышечки от бутылок, надевать на пальчики легкие кубики с отверстием или купить специальные пальчиковые куклы. В такие игры детям интересно играть от года и до младшего школьного возраста. Пальчиковые игры подразумевают использование обеих рук. Для получения наибольшего результата, эти упражнения необходимо выстраивать так, чтобы в кистях рук постоянно менялись напряжение и расслабление, сжимание и разжимание.

Завинчивание, застегивание, расстегивание

Завинчивание и раскручивание крышек любых сосудов (лучше разных по форме, размеру) отлично развивает ловкость пальчиков. Застегивание / расстегивание пуговиц, молний, шнуровка — развивает моторику, концентрацию и приучает к самостоятельности. Поэтому обязательно просите ребенка включатся в процесс одевания.

Специальный плакат-игрушка для детей, его можно сделать своими руками.

Лепка развивает моторику и воображение

Здесь важно работать с разными материалами: пластилин, глина, пластичное тесто. Причем процесс лепки должен каждый раз проходить в новой форме. Например, пластилином можно не только что-то лепить, но и оклеивать им бутылки, тем самым придавая новую форму какого-то предмета (кувшина, вазы и т.п.). Выкладывать на картоне пластилиновыми шариками, полосками, конкретно заданный рисунок.

Наиболее распространенные упражнения и игры

Из глины полезно и увлекательно делать отпечатки ладони, пальцев, фигурок, сложенных из пальцев или выполнять отпечатки посторонних предметов. Лепка очень увлекательна для детей любого возраста и не ограничивает в фантазиях.

Используйте игры с песком

Они помогают не только в развитии сенсомоторики, но и в раскрытии творческого потенциала, а также успокаивают нервную систему. Можно рисовать на ровном песке пальчиком различные фигуры, прятать в него много мелких игрушек и находить, можно задавать задачи насыпания определенного количества горочек песка и т.п.

Игры с песком или мелкой крупой — отлично развивают у детей мелкую моторику.