Как научить ребенка говорить в год в домашних условиях?

С самых ранних лет следует учить малыша правильно выражать свои эмоции, грамотно строить предложения. На первый взгляд кажется, что процесс не вызовет труда, и на пути к достижению цели не возникнет сложностей. Однако каждый ребенок индивидуален, и может не сразу начать говорить.

Чему важно научить ребенка до школы?

Чему важно научить ребенка до школы?

Учимся думать. Что это такое? 5-7 лет Пособие поможет в подготовке дошкольников к усвоению учебных предметов, в первую очередь математики. Цель заданий пособия «Учимся думать. Что это такое?» — развить у детей умения рассуждать, объяснять, выполнять цепочки действий и следовать правилам. Соответствует федеральному государственному стандарту дошкольного образования. Купить

Чему важно научить ребенка до школы?

Математика до школы. 4-5 лет Выполняя задания рабочей тетради «Математика до школы», дети 4-5 лет знакомятся с понятием числа и геометрическими фигурами, учатся считать в пределах 5. Основы математики вплетены в сказочные сюжеты и представлены в форме увлекательных игр, в которых ребята научатся измерять и сравнивать объемы, искать сходство и различия, рассуждать, выстраивать логические цепочки, выполнять задания по образцу. Все упражнения направлены на развитие мышления и ориентации в пространстве. Настольные игры, которые даны в приложении к тетради, можно использовать как дополнительный материал к занятиям. Купить

Когда и как нужно начинать учить ребенка читать для подготовки к классу в лет?

Как утверждают детские психологи, самым оптимальным для обучения ребенка чтению является возраст 4,5-6 лет. На практике же многие детки сами изъявляют желание учиться примерно с 5-летнего возраста. Существует ряд показателей, по которым можно судить, готовы ли ваша дочка или сын к таким занятиям.

Возрастные особенности и готовность к чтению в 7 лет

Когда и как нужно начинать учить ребенка читать для подготовки к классу в лет?

В семилетнем возрасте дети начинают активно интересоваться тем, что написано на окружающих их предметах.

Обратите внимание!Если к этому возрасту ребенок еще не умеет читать — это не повод для паники, а абсолютно нормальное явление, но в то же время стоит понимать, что пора переходить к интенсивным занятиям.

Для начала необходимо понять, насколько ребенок готов к столь ответственному и непростому процессу. Это можно определить по:

Когда и как нужно начинать учить ребенка читать для подготовки к классу в лет?
  • отсутствию проблем с произношением слов;
  • достаточно хорошему владению устной речью;
  • развитости фонематического слуха, когда ребенок способен различать и повторять услышанные звуки;
  • отсутствию проблем со слухом;
  • свободной ориентации в окружающей среде.

Внимательные родители всегда отметят подобный прогресс в развитии сына или дочери, и помогут усовершенствовать эти навыки и умения.

Лучшие методики

Когда и как нужно начинать учить ребенка читать для подготовки к классу в лет?

Перед тем как обучать ребенка чтению, родителям самим необходимо получить представление о том, как это должно происходить. С этой целью были разработаны специальные методики, которые помогут без давления и спешки проводить столь ответственные задания с детьми 7 лет:

  1. Метод Домана. Этот способ еще называется «глобальным чтением». Он подразумевает обучение чтению целых слов посредством вовлечения в процесс механической памяти. Так, на столе необходимо разложить карточки с написанными на них простыми словами: «мама», «папа», «шкаф», «стул» и др. Видя их постоянно, малыш будет запоминать написание, что впоследствии поможет ему быстрее научиться читать.

    Такие занятия можно проводить даже с младенцами 5-6 месяцев.

  2. Выучивание отдельных слогов, можно использовать «Кассу слогов». Такие тренировки лучше всего воспринимают детки 4,5 – 5 лет.

    Это одна из самых распространенных методик, но с ней следует проявлять осторожность, поскольку в будущем ребенок может привыкнуть к «дроблению» слов.

  3. Кубики Зайцева. Изучение слогов на красиво составленных схемах, таблицах и карточках поспособствует запоминанию слов, развитию речи и улучшению мышления, развитию фантазии.

    Кубики Зайцева

Выбор методики лучше всего осуществлять совместно с детским психологом. Если такой возможности нет, то можно спросить совета у педиатра или будущего учителя ребенка.

Когда и как нужно начинать учить ребенка читать для подготовки к классу в лет?

Когда же можно начинать?

Психологи выделяют несколько физиологических признаков:

  • Ребенок говорит предложениями. Крайне опасно начинать обучение чтению, если малыш еще не разговаривает. У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.
  • Достаточно развит фонематический слух. Это означает, что малыш хорошо слышит каждый отдельный звук в слове, хорошо отделяет его от соседнего, знает, из каких звуков состоит слово. Он легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы К, а заканчивается буквой А, или выделяет общий звук в словах «кошка, шуба, мышь».
  • У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Когда кроха не выговаривает половину алфавита, это, во-первых, нарушает фонематический слух, а во-вторых, мешает правильно читать.
  • Сформирована пространственная ориентация. Например, не вызывают сложностей понятия «право» и «лево». Ведь читать малышу придется непременно слева направо, и никак иначе. Когда пространственная ориентация хромает, ребятишки могут, например, читать слово с той буквы, которая в данный момент им больше нравится, «зеркалят», путают верх и низ (например, Р и Ь) и т.д.
Читайте также:  10 книг, которые научат ребенка общаться

Хотя четких возрастных норм здесь нет, но практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.

Есть и чисто психологические моменты. Знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже выделил несколько этапов в психологическом развитии ребенка.

  • Сенсорно-моторный (от рождения до 2 лет). В этом периоде у малыша формируются физические ощущения, тактильная чувствительность.
  • Образный (дооперациональный – от 2 до 7 лет). На первый план в этом периоде выходит символическая игра и освоение языка, формируется самооценка.
  • Логический (период конкретных операций – от 7 до 11-13 лет). Ребенок учится сопоставлять факты, выстраивать логические умозаключения.

Очевидно, что умение читать лучше всего осваивать в третьем периоде. И, во всяком случае, нельзя идти против природы – учить ребенка логическим операциям, если он не прошел стадию символической игры.

Нормы речи детей разного возраста

Для каждого периода взросления характерны определенные звуки, слова и предложения, с помощью которых малыш выражает свои эмоции.

Что говорит ребенок до 12 месяцев

Первые звуки от ребенка можно услышать уже в 2 месяца (помимо крика и плача). Малыш с удовольствием говорит «-гу», протягивает гласную «-а». Важно отвечать крохе, давать понять, что общение важно. Через несколько месяцев можно услышать уже более сложные комбинации. Полезно включать ему музыку, аудиокниги и т. п. Годовалый малыш знает около 5-10 слов, состоящих из пары слогов.

Нормы речи для детей 1-1,5 года

Речь ребенка в год и старше становится более обширной. Его словарный запас пополняется с каждым днем. Он хорошо понимает, о чем его просят родители, например, идти помыть руки, ложиться спать и т. д.

К 18 месяцам ребенок может запомнить до 20 новых слов.

Крохе нравится познавать все новое, он сам радуется, если больше запоминает и воспроизводит. Хорошо в этом периоде помогают развиваться книжки с объемными картинками, которые нужно рассматривать вместе и задавать по ним вопросы.

Как должны говорить дети 2-3 лет

В 2 года словарный запас детей включает около 70 слов, а через год малыш знает больше 200 новых выражений и около 1000 слов. Кроме того, ребенок уже умеет склонять слова по падежам, вставляет в предложения местоимения. Звукопроизношение не отличается четкостью, но к 5 годам эта проблема решается сама собой.

Что ребенок должен говорить в 3-4 года

Начиная с трехлетнего возраста, малыши могут учить маленькие песенки и стихи, отгадывать легкие загадки. Речь крохи можно легко понять, даже несмотря на ошибки в употреблении рода, числа и падежа.

Словарь достигает почти 2 000 слов к 4 годам.

Малыш начинает фантазировать, выдумывать собственные выражения. Появляется больше наречий, местоимений, прилагательных и числительных. Основные проблемы в этом возрасте – перестановка слогов местами, отсутствие звуков [р], [л] или [ц].

Что дети говорят в 4-5 лет

Речь детей в период с 4 до 5 лет состоит из 3 000 слов, не включая «переделанные» на свой лад. Предложения уже насыщены разными предлогами, прилагательными. Малыши прекрасно справляются с такими задачами, как описание предмета, пересказ небольшой сказки, чтение наизусть стихотворения с интонацией, а также чередование тихого и громкого произношения. Большинство детей умеют считать до 10.

Речь ребенка 6-7 лет

Речь детей 6 лет и старше отличается грамотностью, небольшим количеством грамматических ошибок. Они легко объясняются со сверстниками и взрослыми, без труда могут описать любую жизненную ситуацию и предметы. Имея в запасе больше 4 000 слов, ребенок способен сочинить интересную историю, придумать для нее название. Из основных проблем в этом периоде выделяют искажение малознакомых слов, неправильную постановку ударения.

Помощь в учёбе

Родители должны постоянно прививать ребёнку мысль о том, что именно чтение делает человека более образованным. Во-первых, у него формируется словарный запас, а значит, ему проще выразить свои мысли или чувства. Во-вторых, во многих произведениях отражены исторические или геополитические факты, явления физики и химии, этнокультурные особенности разных людей. Это может пригодиться при подготовке к урокам. В-третьих, книги расширяют представления о разных видах профессиональной деятельности, помогают «увидеть изнутри» деловые и личные отношения, познакомиться с жизнью в различных образовательных учреждениях (университетах, школах, студиях и т.д.). К тому же, чтение улучшает зрительную память, развивает интеллектуальные способности и воображение. Не диагноз, а особенность. Можно ли победить дислексию? Подробнее

Помощь в учёбе

Можно подсказать школьнику, что чтение классики или хороших писателей позволяет снизить объём заученного материала по разным предметам. Возможно, для него мысль о том, что можно будет меньше тратить времени на уроки, будет весьма привлекательной.

Читайте также:  В каком возрасте ребенку нужен компьютер и зачем

Когда ребенок готов учить слоги?

Для того, чтобы научить ребенка читать по слогам было легко , обучение малыша следует производить в правильное время, которое можно определить по следующим основным признакам:

  • кроха уже достаточно хорошо выговаривает слова;
  • более-менее отчетливо произносит отдельные звуки, не глотая их;
  • выговаривает букву “р”, или старается это делать;
  • не имеет значительных искажений при произношении.

Почему важно, чтобы раннее обучение чтению происходило в правильное время? Мы учимся читать буквы и слоги, имея речевые навыки. Дело в том, что если научить ребенка 2, 3 или 4 лет читать, складывать буквы, не научив его правильно говорить, те же ошибки могут отображаться и в заданиях по чтению, и в дальнейшем письме. В будущем малыш будет путать звуки и буквенные обозначения, а переучивать гораздо сложнее, чем изначально обучить правильно. Поэтому, следует сразу настроиться: учим слоги правильно.

Еще одним важным фактором успешного обучения дошкольников чтению является способность учащихся детей анализировать текст, понимать, что перед ними находятся не просто картинки, но именно буквы, которые, в свою очередь, обозначают конкретные звуки. И уже затем, приходит осознание того, что буквы можно комбинировать вместе и составлять слоги для обучения чтению. Подобное понимание обычно приходит не раньше, чем к 4-5 годам, а иногда и в 6 лет – именно такой возраст считается идеальным для обучения. Как научить читать ребенка в возрасте 5-6 лет?

Когда ребенок готов учить слоги?

Сразу стоит отметить, что обучение чтению дошкольников – процесс довольно кропотливый и ответственный. То, что они уже готовы к тому, чтобы учиться читать в 5 лет, еще не означает, что это получится быстро и эффективно. Не стоит сразу же перегружать детей прочитанной информацией и учить читать по слогам слова с утра до вечера.

Обучая ребенка в 5 лет, рекомендуется проводить ежедневные занятия не более 15 минут за один раз, так как малыш начинает уставать и может потерять всякий интерес к упражнениям для чтения.

Следует придерживаться следующего темпа: прочитали, повторили несколько раз, отдохнули.

Не навреди: рекомендации родителям

Часто поэтическое восприятие мира разрушается благодаря взрослым, которые вечно всё объясняют своим детям и тычут в толковые словари. Это, безусловно, полезно, но только если ребёнок сам этого просит. Дайте ему самостоятельно заняться творчеством, изучить слово, насладиться им. В таком случае слово для ребёнка играет несколько ролей:

  • инструмент для передачи информации,
  • предмет активного творчества,
  • способ управления своей деятельностью и деятельностью окружающих людей (в случае, если слово оторвано от его реального значения),
  • самостоятельный объект, который даёт ребёнку возможность для поэтического видения мира.
Не навреди: рекомендации родителям

Вместо того, чтобы подавлять инициативу ребенка, присоединитесь к его поискам, поддержите его старания

Несколько советов и игр для подготовки к чтению

  • Выкладывайте буквы из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков.

  • Моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки.

  • Обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.

  • Когда буквы хорошо изучены, сочиняйте по ним сказку. Например, одна буква гуляла и повстречала другую, и какие приключения с ними произошли. Если вы хотите пойти дальше, вырезайте буквы из картона и цветной бумаги, в сказке соединяйте их, а это уже изучение слогов.

  • Ищите буквы в книгах, азбуке, на улице в вывесках – для ребенка это увлекательная игра, которая поможет в освоении алфавита.

  • Упражнение от точки к точке. Подготовка к письму, проведение линий, развитие мелкой моторики руки, овладение карандашом.

  • Читайте ребенку с самого рождения и даже когда он сам научится читать, это помогает в освоении чтения и прививает любовь к книгам. А для вас это дополнительные минуты общения с малышом.

  • Всегда обсуждайте прочитанное, это помогает малышу создавать образы и способствует развитию памяти.

  • Как можно чаще и больше играйте с ребенком в подвижные игры на свежем воздухе.

  • Чтобы добиться успешных результатов в чтении, важно всё, что достигается задачами развития в раннем возрасте: сенсорные ощущения, координация движения, крупная и мелкая моторика.

  • Важна возможность обучаться ребенку самостоятельно, а не быть просто наблюдателем.

  • Для развития ритмического слуха слушайте вместе музыку и танцуйте под нее.

  • Играйте в города, эта замечательная игра развивает память и фонематический слух.

  • Для развития фонематического слуха также подойдет игра, в которой нужно выделять звуки из произнесенного слова. Правила ее состоят в следующем: договоритесь с ребенком о том, какой именно звук он будет искать в словах. Затем родители называют разные слова, а малыш, услышав знакомый звук, громко оповещает об этом хлопком, топотом или стуком.

Читайте также:  Уход  за  новорожденной  девочкой

Подводя итог всего написанного, хочется заметить, что успех освоения чтения зависит от того, насколько естественным этот процесс будет для ребенка. Главный ваш помощник в познании – любознательность самого малыша.

Только игра, а не занятия, в которых родитель выполняет роль контролера, поможет быстро и безболезненно освоить чтение.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Всегда отталкивайтесь от интересов ребенка. Если малышу не интересны буквы в книжке, он не желает сидеть за ними и пяти минут, активно сопротивляется, то не стоит его заставлять. Таким образом вы не только не сможете его ничему научить, но и нанесете непоправимый вред, отбив всякое желание учиться и познавать мир. Не начинайте занятия, когда вы или ребенок болеете, устали, хотите спать или просто в плохом настроении. Процесс познания должен доставлять радость и удовольствие и вам, и вашему малышу. Желаем удачи в этом сложном и увлекательном процессе!

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания. И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать. Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий. Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть. Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр. Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков. Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток. Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики. Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек. Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.

Роль общения

Вовлекайте ребенка в диалог. Задавайте вопросы. Это поможет ему в обучении складывать предложения, связно говорить.

Читайте вместе с ребенком. Необязательно для этого использовать книги со всевозможными сказками. Достаточно просто картинок и ваших рассказов в несколько предложений.

Детям очень нравятся короткие стишки, которые сопровождают яркие иллюстрации. Помимо развития фантазии, это отличный способ освоения новой лексики, запоминания уже знакомых слов.

Занятия артикуляцией. Для двухлетнего крохи будет занимательно вместе с родителями наблюдать за окружающим его миром. Приобщайте занятия по произношению к этим моментам. Как жужжит пчела? Как капает дождик? Как дует ветер? Показывайте ребенку, как вытянуть губы трубочкой, или высунуть язык, чтобы воспроизвести нужный звук.

Живое общение важнее любого развивающего мультфильма. Если в доме постоянно включен телевизор, это не способствует развитию речи. Общение с другими детьми и родителями гораздо важнее на данном этапе.

Роль общения

Ситуация успеха. В любой деятельности ваш ребенок должен чувствовать свой успех. Поощряйте его старания, это стимулирует к новым победам. Также это помогает в установлении эмоционального контакта.

Бывают случаи, что даже в возрасте трех лет малыш не говорит. Отнестись к этому нужно очень внимательно, т.к. причины задержки речи могут быть очень серьезными. Подробнее о них читайте в нашей статье почему ребенок не разговаривает в 3 года?

Причиной нарушений речи могут быть и серьезные заболевания, к примеру дизартрия. Подробнее о ее симптомах читайте в материале по нашей ссылке.