Как приучить школьника к самостоятельности — 7 полезных советов

В жизни каждого ребёнка наступает период взросления, и ребёнок говорит вполне серьёзным тоном «Я сам». От этого родители приходят в восторг. Но не до восторженных возгласов, когда трёхлетний сын берёт папин паяльник и собирается починить компьютер, всё с теми, же словами «Я сам». Родители начинают отбирать у ребёнка инструмент, ребёнок упрямится, капризничает, начинает хныкать.

«Безопасность ребенка до лет в быту»

раскрыть » / « свернуть

«Безопасность ребенка до 3 лет в быту»

Безопасность ребенка до 3 лет — это полностью зона ответственности его родителей и остальных взрослых, находящихся рядом с ним. Особенно важно родителям быть внимательными, когда ребенок начинает сам передвигаться.

Хорошо, когда ребенок понимает слова «можно» и «нельзя», однако это действует только, когда взрослые рядом и контролируют его действия. Кроме того, запретные предметы вызывают повышенный интерес, поэтому лучше если они вообще будут вне досягаемости ребенка, или в безопасном состоянии, например, утюг убрать подальше, а розетки закрыть специальными заглушками. Следует учесть также ребенку не нужен постоянный контроль, у него должно быть личное пространство и свобода. То есть задача взрослых — сделать пространство малыша по максимуму безопасным!

1. Все электроприборы должны быть вне доступа ребенка или, по крайней мере, лежать так, чтобы взрослые успели отреагировать на детские попытки их взять.

2. Горячий суп в тарелках и кастрюли с горячими блюдами, чай, кофе и тому подобное должны быть расположены на дальних конфорках плиты либо далеко от края стола. Кстати, лучше, если на столе не будет скатерти, которую может стянуть на пол ребенок вместе со всем содержимым.

3 . Для острых углом мебели есть специальные накладки.

4. Часто родители не задумываются, что для ребенка опасны обычные пакеты, ведь часто, играя, ребенок натягивает их на голову, а сможет ли он их снять?

5. Шнурки, веревочки, цепочки, поводки для собак и т. п. — все это ребенок надевает на себя, в первую очередь, на шею.

6. Уксус, спиртное, бытовая химия, лекарства и др., особенно если все это хранится в ярких привлекательных баночках или, тем более, перелито в бутылки от пищевых продуктов, вызывает у ребенка желание попробовать.

7. Колющие и режущие предметы. Ножи, ножницы, спицы убираем подальше. Когда поймете, что ребенок к этому готов, научите его этими предметами пользоваться (чтобы снизить к ним интерес, использовать по назначению).

предметы (пуговицы, колпачки, булавки, монеты, батарейки, элементы конструктора на магнитах и т.д.). Дети все это берут в рот, пытаются вставить в нос и уши.

9. Окна. вызывают у малыша особый интерес, ведь за ними — МИР!!! Страшно подумать, к чему приводят попытки ребенка залезть на подоконник. Доступ к подоконникам должен быть абсолютно ограничен или хотя бы затруднен, лучше, если на окнах установлены запорные устройства

11. Дети любят играть с дверью: открывать и закрывать, забывая о том, что они держат ее пальцами, поэтому лучше установить специальные фиксаторы на двери.

Таким образом, заботясь о безопасности своего ребенка, с одной стороны, необходимо удовлетворять его интерес к окружающему миру: объяснять, для чего нужны те или иные предметы и устройства, показывать, как они работают, учить ими пользоваться, а с другой — делать максимально безопасным его окружающую среду. Причем эти процессы должны идти параллельно!

раскрыть » / « свернуть

Освоить планирование дел и времени

Купите доску, мел и часы. Помогите ребенку составить первое расписание или план на день, а потом предложите ему самостоятельно вычеркивать выполненные дела (ставить галочки) или редактировать планы. Можно не просто составлять расписание, а оформлять что-то графиками, таблицами, списками.

Освоить планирование дел и времени

Познакомьте ребенка с таймером. Предложите воспользоваться таким упражнением из тайм-менеджмента: в течение 15–20–30 минут человек, не отвлекаясь, занимается одним делом, пока не прозвенит таймер. Затем 5–10-минутный перерыв и снова работа – пока задача не будет выполнена. Этот прием можно использовать при выполнении домашнего задания.

Что такое самостоятельность

Говоря о самостоятельности как о важном личностном качестве, детские педагоги и психологи подразумевают:

  • Умение действовать без помощи окружающих;
  • Способность к принятию решений и осознание ответственности за их последствия;
  • Свободное проявление своего мнения и позиции, вне зависимости от возможной реакции других людей.

А поскольку человек – существо социальное, важно воспитывать самостоятельность в ребенке с поправкой на соответствие общепринятым нормам поведения. Тем не менее, основная роль родителей состоит в том, чтобы минимально вмешиваться в природное желание малыша все попробовать и узнать. Не препятствую естественному развитию, удастся вырастить сильную, активную и целеустремленную личность.

Читайте также:  Пульмонолог: Простая гимнастика поможет восстановить легкие

Привилегия побыть одному

Безусловно, общение ребенку необходимо! Общение с близкими, которое эмоционально укрепляет его и помогает в развитии, а также общение с ровесниками, закладывающее в нем социальные навыки. И вместе с тем ребенку необходимо научиться быть одному. Научиться слушать и смотреть без того, чтобы подсказали: «слушай», «смотри». Научиться самому играть, самому думать. Научиться сосредоточенности, созерцательности.

Ребенок, который не умеет оставаться один, очень зависит от окружающих. Беда не столько в том, что с таким ребенком труднее, сколько в том, что это сильно влияет на его характер. Вместо способности к внутреннему углублению в нем вырабатывается стремление привлечь и удержать внимание взрослых, растет неуверенность в себе и эмоциональная зависимость от окружающих.

Это не всегда просто — научить быть одному. И всегда возможно. Причем, начиная с самого раннего возраста. Например, оставить малыша одного, включив музыку, которую он любит, или дать интересную игрушку, придумать увлекательное занятие.

Более того — побыть наедине с собой он может даже в вашем присутствии, просто углубившись в свои дела.

Ошибка многих родителей — в использовании одиночества в качестве наказания для ребенка (поставить в угол, закрыть в пустой комнате, изолировать от группы и т.п.). Именно отсюда потом и вырастает в людях панический страх одиночества, неадекватная потребность везде и всюду находиться в обществе других, пусть даже чужих, людей. А меж тем одиночество — это привилегия! Это условия, при которых ребенок естественным образом учится быть самостоятельным и уверенным в себе.

А если ребенок склонен к внутренней сосредоточенности, отнеситесь с уважением к этой черте его характера. Не теребите его, не считайте себя вправе в любой момент оборвать всякое его занятие. Вместо этого присмотритесь к малышу, постарайтесь понять или почувствовать, какая внутренняя работа в нем происходит.

Особенно острую потребность побыть наедине испытывает единственный ребенок в семье, когда идет в садик или школу. Нервную систему малыша, непривычного к присутствию посторонних, истощают усиленное общение, переизбыток информации и неизбежное вторжение других детей в его личное пространство. Правильно отнеситесь к его желанию побыть в одиночестве. Ведь и вы после тяжелого рабочего дня чувствуете необходимость прийти в себя, побыть в тишине. Разве не так? Освободившись от психологической усталости, он сам позовет вас и расскажет обо всем, что случилось за день.

Как научить ребенка самостоятельности, практические советы.

Самостоятельность — это результат воспитания, а не врожденное качество личности. От действий родителей зависит и как воспитать самостоятельного ребенка. Вот несколько советов:

Приглашать ребенка к обсуждению.

Необходимо приглашать ребенка к обсуждению семейных дел и решений, тем более что он своим простым языком иногда может подсказать правильное решение. Как ни странно все решения у нас принимаются за детей, а им не дается право высказать свое мнение в том или ином семейном обсуждении. Родителям проще принять решение единолично, а не выслушивать еще и другое мнение, тем более оно может не совпасть со своим. Здесь стоит задача или согласиться или переубедить. Ваши доводы должны быть сильными и правильными, тогда ребенок с ними согласится.

Спрашивать советы у ребенка.

Спрашивать совета у ребенка в делах, которые его напрямую касаются. Когда малыш был еще совсем маленьким, то все решения за него принимались мамами и они просто привыкают к этому ничего не меняя впоследствии. Что одеть, куда пойти, чем заняться, что покушать это те вопросы, по которым надо советоваться, естественно принимая во внимание возраст. При не совпадении мнений, как надо и что хочет ребенок, попробовать объяснить свое мнение, почему нужно сделать именно этот выбор.

Давайте выбор ребенку.

Давайте ребенку делать выбор, но следует учитывать, что чем меньше ребенок, тем меньше должен быть выбор, потому что ему еще очень сложно выбрать из большого разнообразия. Рекомендуется делать выбор узкий, две, три позиции, например какой будешь смотреть мультфильм этот или этот. Это приучит к самостоятельности, выработает собственное мнение.

Помогать когда малыш просит.

Помогать когда малыш просит, но следует учитывать, что здесь главное слово «когда просит», потому что родители очень любят помогать много и всегда. Как можно воспитать самостоятельного ребенка, если вы все стараетесь сделать за него. Необходимо сократить количество помощи особенно в тех случаях, когда ребенок умеет делать это сам, если что то не получается тогда научите его просить помощи, проговорите с ним: «мама мне нужна твоя помощь», «как это сделать», «мама у меня не получается» и другие.

Развитие кругозора детей.

Развитие кругозора детей, это не просто книжки, а посещение новых мест, разговоры много обо всем и на разные темы. Вокруг нас множество разных предметов, много людей и событий, которые не известны детям и они задают вопросы, эти вопросы взрослым кажутся не важными и их игнорируют.

Как научить ребенка самостоятельности, практические советы.

Создавайте условия ребенку для самостоятельной игры.

Давайте время и создайте условия ребенку для самостоятельных занятий и игр, предварительно напитав его своей любовью и заботой, т.е. дать ему дозу внимания, после которой он захочет остаться играть один. Без этой дозы он будет ходить за вами как хвост в надежде получить это внимание. У детей должно быть свое приватное пространстве, если не личная комната , то по крайней мере собственный угол. Старайтесь не отвлекать ребенка, если он чем то занят, не стоит лезть к нему с подсказками и помощью, а иначе как научить ребенка самостоятельности.

Читайте также:  Академический отпуск: 35 вопросов и ответов

Позволяйте совершать детям ошибки.

Позволяйте совершать детям ошибки, то есть если вы наблюдаете за ребенком и видите, что сейчас что- то может произойти и это не угрожает его безопасности, то позвольте этому произойти. Не нужно бросаться на помощь или лезть своими советами, когда что то не получается, если конечно он сам не попросит помощи. Как можно воспитать самостоятельного ребенка если не дать ему право на ошибку. Старайтесь не перехватывать инициативу в том, чем занимается ваш ребенок, не пытайтесь спасать его от результатов своей деятельности, пусть он поймет, как и зачем это сделал. В случае если он сильно переживает за свои действия, плачет, вы можете предложить свою помощь, спросив об этом.

Возможность заниматься ребенку творчеством

Возможность заниматься ребенку творчеством не должно быть исключительно вашим желанием. Родители должны показать ребенку разнообразие, пройдя с ним, какие то тестовые занятия, например танцы, рисование или лепка, то есть показать, чем можно заняться. Малыш сам созреет и выберет то, что ему интересно.

Чтобы научить ребенка самостоятельности, старайтесь выполнять свои обещания.

Потому что если вы этого не делаете, то и ребенок берет за правило тоже их не выполнять. Поговорите на эту тему, расскажите, почему люди друг с другом договариваются, дают обещания и что бывает, если они не выполняются.

Читайте: Сколько можно ребенку смотреть телевизор.

Какие методы применять?

Не стоит останавливать ребенка, когда он пытается делать что-либо самостоятельно

Если вы решили приучить свое сокровище к самостоятельному выполнению различных дел, запаситесь терпением и действуйте грамотно. Несложные правила дают ответ на то, как воспитать самостоятельность у ребенка:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно приучить ребенка к порядку и чистоте?

  1. Каким бы делом не занялся ваш отпрыск, не спешите ему на помощь. Подождите, пока малыш справиться сам, даже если его действия приведут к появлению грязи или займут больше времени, иначе ему трудно будет чему-то научиться. Если и помогать, то только после того, как ребенок сам об этом попросит.
  2. Малыш пытается одеть штанишки или вымыть чашку, не останавливайте его. Разумную инициативу следует поощрять. Обязательно поддержите попытки крохи, похвалите его усилия, несмотря на то, что штаны надеты задом наперед, а после мытья чашки вода повсюду. Остановите раз, другой, – и самостоятельности от ребенка не дождетесь долго.
  3. Приступая к формированию у детей независимого поведения, обеспечьте для их экспериментов безопасное пространство. Уберите из зоны доступности бьющиеся, колющиеся, обжигающие предметы. Особенно важно провести такую генеральную «уборку» в комнате ребенка, тогда вам не придется все время следить за действиями отпрыска и одергивать его.
  4. Оставьте за детьми право выбора в ежедневных делах. Например, пусть сын сам выберет книжку для чтения или шапочку, в которой пойдет сегодня на улицу. Составляя меню на обед, спросите у крохи, что он будет кушать, рис или картошку. Предлагая варианты выбора, вы негласно обозначаете уважение к решению сына или дочки.

Мотивация

Можно дать ребенку право выбирать, но в определённых границах. К примеру, предложить ему не «Желаешь ли ты сложить игрушки?», а «Желаешь ли ты сложить игрушки прямо сейчас либо после прогулки на улице?». В первом варианте по сути не предусматривается выбор. Даже если ребёнок не захочет убрать игрушки, то его заставят этим заняться. Он в недоумении, а зачем же задавать такой вопрос? Следует подчеркнуть, что второй способ предусматривает уборку игрушек при любом исходе, но ребёнок сам решает, когда ему удобно будет этим заняться. Таким способом он ощущает, что с его мнением считаются, его желания имеют значение. 

Чтобы научить детей самостоятельности, необходимо дать им понять, что любые поступки влекут за собой свои последствия, а именно от ребёнка зависит какими они окажутся. Именно поэтому не нужно отбирать у детей соломинку, когда они пытаются кушать ею кашу. Они сами поймут, что это очень неудобно. Совершая самостоятельные действия, дети учатся не бояться ошибаться. 

Если ребенок с чем-то пока не справляется самостоятельно, то не стоит огорчаться. Он может бросать ботинки, которые не удаётся одеть, бросаться одеждой и громко кричать. Родители должны научить ребёнка обращаться за помощью правильно, к примеру, произнеся фразу: «Помоги мне пожалуйста!». Но, не стоит тут же бежать делать все за него. Сначала необходимо дать ему возможность разобраться самостоятельно, только слегка подтолкнуть его к этому. Можно показать ребёнку как сопоставляются пуговицы с петельками, застегивая лишь одну, а дальше пусть попробует это сделать сам. Все старания вашего ребенка непременно нужно хвалить. 

Кричать, шлепать ребёнка, взывать к его совести при попытках родителей научить его самостоятельности, всегда не эффективно. Приучая детей к самостоятельности, необходимо быть последовательным и спокойным. Наличие уверенности в собственных силах и терпеливость родителей непременно помогут ребёнку в освоении всех необходимых навыков.

Как лучше подготовить ребенка к школе дома: советы родителям от психолога

Практикующие специалисты, работающие с дошкольниками, предлагают несколько рекомендаций для тех, у кого растет будущий первоклассник:

  • Не компрометируйте учителя. Даже если Вы не согласны с ним в каких-то вопросах, выскажите недовольство в личной беседе, а не сыну или дочери. Если Вы чувствуете, что из-за молодости, неопытности или других факторов, преподаватель не справляется с возложенными на него обязанностями, попытайтесь помочь ему. Например, предложите родительскому комитету снять с учительских плеч часть общественной нагрузки. Психологи утверждают, что младший и средний школьный возраст – это время поиска нового авторитета, помимо родительского. Среднее звено ищет его в ровесниках, а младшее – в учителе. Поэтому очень важно для мам и пап не подрывать этот авторитет, а всячески поддерживать. Разочарование в преподавателе начальной школы может сильно пошатнуть структуру личности.
  • Разговаривайте с детьми. Обязательно спрашиваете, как прошёл каждый школьный день. Обратите внимание, что беседа не должна сводиться к перечислению полученных оценок и обсуждению меню столовой. Спрашивайте, что понравилось на уроках, а что нет, что запомнилось и что заинтересовало. Если вам некогда, лучше перенесите разговор на вечер или выберите другое свободное время, но не прерывайте его на полуслове. Дети говорят о том, что кажется им важным, поэтому умение слушать и слышать своего малыша необходимо каждому взрослому. В подростковом возрасте родители начинают в голос твердить: «Он/она ничего нам не рассказывает, на все вопросы отмахивается». Замкнутость и недоверие ко взрослым развивается у школьников в первые годы обучения, если они чувствуют, что у мамы с папой нет времени на их проблемы и переживания. Чтобы такого не случилось в Вашей семье, помните, что дитя будет доверять Вам секреты, только если увидит заинтересованность в них.
  • Не оценивайте учебную деятельность. Оставьте это преподавателям. Вы должны помогать и поддерживать юного ученика, а не брать на себя роль надзирателя. Если ребёнок не справляется с каким-то предметом, начните заниматься с ним, а не ругайте за плохие оценки.
  • Позволяйте отдыхать. Даже если успеваемость оставляет желать лучшего, не заставляйте «двоечника» заниматься целыми днями. Распределите время так, чтобы его хватало и на выполнение основных уроков, и на дополнительные упражнения, и на то, чтобы мальчик поиграл во дворе в футбол, а девочка попрыгала в классики или покаталась на велосипеде. Делайте упор на активные, подвижные игры, которые проходят на свежем воздухе. Они разгружают сознание, освобождают его для приёма новых знаний. А вот компьютерные стрелялки и просмотр мультфильмов можно сократить до тех пор, пока оценки не придут в норму.
  • Не читайте учебники заранее. Не нужно проходить с будущим первоклассником годовой материал за лето. Ему станет скучно на уроках, и интерес к учёбе пропадёт. Если материал даётся вашему чаду очень легко, посоветуйтесь с классным руководителям. В школах существует несколько программ разной сложности: в случае необходимости возможно повышение уровня.
  • Помните о темпераменте. Выбирая школу, обратите внимание на тип нервной системы того, кому предстоит там учиться. Холерики активны и неусидчивы, тяжело воспринимают критику. Для них и для сангвиников подойдут программы повышенной сложности. Большое разнообразие заданий позволит не только удерживать их внимание на учебе, но и поспособствует повышению интереса к школьной жизни. Для флегматиков и меланхоликов быстрый темп урока будет тяжёлым испытание. Они включаются в работу постепенно, долго думают над одним заданием. Выберите для них обычную школу, со стандартными требованиями или уклоном в одну область.
  • Обучайте, играя. Определите предмет, который больше всех нравится маленькому ученику и расширяйте его кругозор в этой области, применяйте игровые методики. Если он проявляет интерес к окружающему миру, ходите вместе в парки, зоосады, океанариумы, читайте больше книжек про животных. Если ему нравится математика, считайте ступеньки, людей на улице, шаги до магазина или до школы. Если ему интересны рассказы о событиях прошлого, составьте вместе фамильное древо, попросите бабушек и дедушек рассказать что-нибудь, а уникальную информацию о Вашей семье Вам поможет добыть Дом Родословия.

При подготовке ребёнка к школе прислушайтесь к психологам и педагогам, почитайте методическую и научно-популярную литературу на эту тему, спросите совета у друзей, которые уже миновали этот этап, но не пытаетесь слепо подражать всем рекомендациям.

Вы знаете свое дитя как никто другой, понимаете его слабые и сильные стороны. Только Вы сможете найти правильный подход к его домашнему обучению и понять, как лучше его подготовить. Слушайте свое сердце, но не забывайте и про советы специалистов.

Всему своё время

Отговорка «но когда — нибудь же он научиться мыть посуду, застилать постель…» Научится, конечно, но его действия будут неловкие, любое домашнее дело будет доставлять ему только раздражение и отвращение, считая, что всё вокруг должно быть так, как в детстве, само собой и ниоткуда.  В возрасте до трёх лет закладывается основа не только социального поведения, основные нормы и правила жизни, но и все необходимые навыки самообслуживания. Дети-неумейки капризны и апатичны, не умеют ценить чужой труд, а значит, и к своему труду будут относиться без уважения.