Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.

Потешки для малышей и развитие речи

Развитие речи напрямую зависит от той среды, которую мы создаем для ребенка. Речь малышей развивается за счет:

  • частого повторения слогов:

Кула-кула-кулачек Из ладошки сундучок. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук Открывается сундук!

  • простоты повторяемых слогов и простой рифмы:

Ай лю-лю, лю-лю, лю-лю, А бай-бай, бай-бай, бай-бай, К нам приехал балабай, В  балабаечку играть, Ай лю-лю, лю-лю, лю-лю, А бай-бай, бай-бай, бай-бай, В балабаечку играть, Мою детку забавлять, Ай лю-лю, лю-лю, лю-лю, А бай-бай, бай-бай, бай-бай, В избе парень на краю, Он не беден, не богат, Ай лю-лю, лю-лю, лю-лю, А бай-бай, бай-бай, бай-бай, Он не беден, не богат, Полна горенка ребят, Ай лю-лю, лю-лю, лю-лю, А бай-бай, бай-бай, бай-бай, Да полна горенка ребят, Все по лавочкам сидят, Ай лю-лю, лю-лю, лю-лю, А бай-бай, бай-бай, бай-бай, Все по лавочкам сидят, Кашку с маслицем едят, Ай лю-лю, лю-лю, лю-лю, А бай-бай, бай-бай, бай-бай.

  • ритмичности:

Раз, два, три, четыре, пять — Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять — В домик спрятались опять.

  • игровой формы, в которой преподносятся некоторые потешки. Здесь, например, усаживаем малыша на подушку и качая аккуратно из стороны в сторону проговариваем:

Тритатушечки, татушки! Мы летаем на подушке. Раз кружок и два кружок, Приземляемся, дружок.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

От чего зависит развитие речи
  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.
Читайте также:  Как безболезненно закончить грудное вскармливание?

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Жанры детского фольклора

1. Народные сказки

Примеры народных сказок: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и многие-многие другие.2. Пословицы и поговоркиПословицыпоговорки«Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», «Сделал дело – гуляй смело» По одежде встречают, а по уму провожают. Нет друга, так ищи, а нашел, так береги. Одно голова хорошо, а две лучше. С кем поведешься, от того и наберешься. Старый друг лучше новых двух. За много дел не берись, а в одном отличись. Глаза боятся, а руки делают. Что летом уродится, всё зимой пригодится. Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Слезами горю не поможешь. Мал да удал. Здоровье дороже денег. Яйца курицу не учат.3. Потешки«потешки»

«Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую»,Ой, качи-качи-качи! Глянь – баранки, калачи, Глянь – баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи. С пылу, с жару, из печи – Все румяны, горячи. Налетели тут грачи – Подхватили калачики, Нам осталися бара-а-а-ночки! *** Ай, лады-лады-лады – Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Деткам улыбаемся. *** Баю, баю, буси! Прилетели гуси. Сели гусюшки в кружок, Дали Ване пирожок, Дали Ване пряничка. Спи скорее, Ванечка! *** Ах ты, Совушка-сова, Ты большая голова! На пеньке сидела – Головой вертела, Во траву свалилася – В яму покатилася.4. ПрибауткиПрибаутки Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. *** Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом, Идёт дым столбом! Кошка выскочила! Глаза выпучила. Бежит курочка с ведром Заливать кошкин дом, А лошадка — с фонарём, А собачка — с помелом, Серый заюшка с листом. Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас! *** Тень-тень-потетень, Выше города плетень. Сели звери на плетень. Похвалялися весь день. Похвалялася лиса: — Всему свету я краса! Похвалялся зайка: — Пойди, догоняй-ка! Похвалялися ежи: — У нас шубы хороши! Похвалялся медведь: — Могу песни я петь! *** Петя-Петя-Петушок, Петя – красный гребешок, По дорожке он пошел И копеечку нашел, Купил себе сапожки, А курочке – сережки!

Читайте также:  Всё про то, что должен уметь ребенок в 5 лет

5. Пестушки

ПестушкиПотягушки-порастушки: В рученьки — хватушки, В ноженьки — ходушки, В роток — говорок, А в головку — разумок! *** Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ! Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ! *** Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка – хороший, Ванечка – пригожий! Ой, мой маленький, Ненаглядненький, Мой хорошенький, Мой пригоженький. *** Ой какие мы большие -Не малюсенькие! Вот такие, вот такие, Вот такусенькие!расширить кругозор, развивает речь, память, образное мышление и даже физические навыки.

Тактика ваших действий

Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия. Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети.

Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.

Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.

Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.

Ошибки родителей

Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:

  • Отсутствие помощи малышу. Родители не уделяют внимание общению.
  • Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.

Ребенок запоминает, что мягкое, детское его произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом любовь.

  • Игнорирование задержек в развитии.
  • Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
  • Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
  • Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
  • Взрослые мало читают малышу.

Понимание речи

Пассивный словарный запас ребенка также важен, как и активный. Именно из него развивается активный словарный запас.

Читайте также:  Грудное вскармливание становится классовой привилегией

В пассивный словарь входят не только существительные, глаголы и прилагательные, но также фразы и выражения.

В эту группу обычно относят те слова, которые знакомы ребенку, и он может наблюдать за ними каждый день. Есть несколько типов пассивных словарей. Мы рассмотрим их ниже и приведем примеры групп, относящихся к ним.

Предметный словарь:

  • части тела (ноги, руки, голова);
  • игрушки (кукла, машинка, мяч);
  • дом или квартира (окно, стены, дверь);
  • мебель (стул, кровать, стол);
  • одежда и обувь (шапка, ботинки, платье);
  • домашние животные (корова, кошка, лошадь);
  • дикие животные (волк, заяц, лиса);
  • овощи и фрукты (банан, помидор, картошка).

Глагольный словарь:

  • действия, которые совершает сам малыш (бежит, сидит, спит, танцует);
  • действия, совершенные близкими (стирать, читать, петь).

Прилагательные, наречия:

  • название цветов (белый, черный, синий);
  • названия каких-либо ощущений (вкусно, горько, сладко);
  • названия каких-либо понятий (большой, аленький, много, мало).

Мы привели лишь некоторые примеры слов, относящиеся к тому или иному словарю. Конечно, их больше, и они могут отличаться от словаря разных детей. Тем не менее все вышеперечисленное можно назвать фундаментом в процессе правильного формирования речи.

Работая над словарным запасом, также необходимо развивать и фразовую речь. Для этого необходимо использовать максимально простые фразы с теми словами, которые уже знакомы ребенку по отдельности.

Это могут быть такие выражения как «Где папа»? «Дай попить», «Держи яблоко», «Принеси мячик» итд.

Специалисты утверждают, что становление именно фразовой речи является самым главным показателем успешного развития ребенка.

Методика Зайцева

Методы и приемы работы над развитием связной речи Зайцева для детей старшего дошкольного возраста основаны на видении основной составляющей языка не в слоге, а в складе. Это сочетание двух букв, одна из которых согласная. Эти способы развития с помощью букв применимы как в детском саду, детском эстетическом центре, так и дома.

Занятия по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с помощью букв на кубиках проходят в игровой форме с помощью кубиков Зайцева, на каждой стороне которых написаны склады.

Внутри кубиков Зайцева находятся звоночки, деревяшки, бусинки, издающие при передвижении кубиков Зайцева характерные звуки. Так, для складов со звонкими согласными используются колокольчики, для глухих согласных – деревяшки. Благодаря такому устройству кубиков и букв Зайцева малыш учится различать на слух звонкие и глухие согласные.

Занятия по обучению связной речи по методике Зайцева предполагают пропевание складов и их цепочек с использованием кубиков Зайцева.

С трех лет методика Зайцева обучает счету от 0 до 99.

К сожалению, отзывы родителей говорят о другом. Мамы, дети которых посещали специальные детские центры, работающие по методике Зайцева, обучались в детском саду по кубикам Зайцева, играли с ними дома, проводили занятия, показали мало сдвигов в развитии и обучении чтению. Методика Зайцева по изучению букв и ее средства пока вызывают множество противоречий.