Логопедическая гимнастика для языка: занятия для детей и взрослых

Терпеливые, ласковые и спокойные родители, заинтересованный ребенок и 5–7 усердных минут в день способны сотворить чудо! Мы собрали самые простые и доступные упражнения артикуляционной гимнастики, которые и ты, и ребенок будете выполнять с удовольствием.

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики дома

  • Кириленко Наталья 21:238 Апр 2017 21:23:26Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, нёбо. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные полноценные движения артикуляционных органов, улучшают дикцию, поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. РЕКОМЕНДАЦИИ: 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше заниматься ежедневно по 5-7 минут. гимнастику нужно выполнять перед зеркалом, вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. В дальнейшем можно обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому почаще показывайте ребенку, как делать то или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему. 3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 4. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Организация проведения артикуляционной гимнастики1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Используйте различные дозаторы, выполнил ребенок один раз упражнение, выкладывайте на стол одну игрушку (киндер-сюрприз) на стол, два раза — вторую игрушку. В качестве таких дозаторов можно использовать счетные палочки, камешки, шишки и т.д. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Помните, что артикуляционная гимнастика очень важная часть работы по исправлению недостатков звукопроизношения. Логопед, в зависимости от индивидуальных особенностей речи ребёнка, подбирает задания для занятий с ним дома. Родители закрепляют то, что было сделано на занятие с логопедом. Без закрепления, полученные навыки, за несколько дней, могут потеряться, и тогда работу приходится начинать сначала. Уважаемые родители! Если у вас возникли вопросы, Вы можете прийти на консультацию к школьному логопеду Кириленко Наталье Борисовне!!! Успехов Вам!
    Кириленко Наталья 21:238 Апр 2017 21:23:26 Просмотров:2277
  • Артикуляционная гимнастика для детей

    Артикуляционная гимнастика показана всем — малышам 2–4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, а детям постарше исправить серьезные дефекты речи. Ближе к школьному возрасту бороться с нарушениями речи становится сложнее, а порой и самый опытный логопед не в силах помочь ребенку. Так что чем раньше ответственные родители начнут занятия, тем больше шансов получить желаемый результат.

    Основные правила гимнастики

    1. Регулярность занятий

      Здесь всё просто: дети — существа не особо усидчивые, потому от регулярных, ежедневных 5-минутных занятий будет куда больше пользы, чем от изнуряющей часовой гимнастики раз в неделю.

    2. Целесообразность

      Если ребенок справляется с поставленными задачами на раз-два, родителям стоит задуматься, нужна ли ему вообще артикуляционная гимнастика. Основная задача логопедических приемов — научиться тому, что пока еще дается с большим трудом.

    3. Ненавязчивость

      Артикуляционная гимнастика должна стать не только полезным, но и веселым занятием для крохи. Никогда не принуждай ребенка выполнять те или иные упражнения, не ругайся и не ворчи. Чтобы добиться желаемых результатов и заинтересовать малыша, преврати гимнастику в увлекательную игру!

    4. Усложнение

      Занятия проводятся в размеренном темпе, по 4–5 упражнений за сеанс. Для начала испробуй самые простые упражнения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводи не более одного нового упражнения, но при условии, что все предыдущие отработаны назубок.

    5. Наглядность

      Зрение, слух, осязание — все эти анализаторы должны принимать непосредственное участие в гимнастике. Используй зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение, сядь напротив малыша и выступи образцом выполнения тех или иных движений.

    Выполняй эти упражнения с ребенком регулярно, не превращая их в повинность и наказание, и тогда ты сразу же заметишь прогресс! Если гимнастика дается крохе с большим трудом, а язык совсем не хочет слушаться, лучше незамедлительно обратиться к логопеду. Вероятно, чаду понадобится специальный массаж и активные занятия со специалистом.

    Не забудь поделиться этой статьей с другими родителями, эта полезная информация непременно им пригодится!

    Задачи и цели артикуляционной гимнастики для детей

    Выполнение артикуляционной гимнастики преследует несколько целей. В зависимости от используемого комплекса занятий оно обеспечивает:

    • улучшение подвижности органов речи и согласованность их функционирования;
    • увеличение силы движения органов артикуляции;
    • правильное положение языка, губ и нижней челюсти при произношении определенных звуков.

    Такая гимнастика может быть коррекционной или профилактической. Выделяют также диагностическое направление, когда различные упражнения используются для выявления речевых нарушений.

    Задачи гимнастического комплекса зависят от возраста ребенка. Занятия детям до 4 лет нужны для укрепления артикуляционной мускулатуры и обеспечения подвижности языка. Дошкольникам (5-7 лет) гимнастика обычно необходима для коррекции различных речевых нарушений.

    Задачи и цели артикуляционной гимнастики для детей

    Задачи гимнастического комплекса следует рассматривать также относительно органов артикуляции:

    • губы – укрепление мускулатуры, развитие подвижности, удерживание в определенной позиции;
    • язык – укрепление мышц, развитие подвижности, растяжка подъязычной связки, укрепление кончика языка, придание ему различных форм (лопаточка, чашечка, иголочка);
    • щеки – укрепление мускулатуры, развитие координации движений, умения переключаться;
    • нижняя челюсть – развитие подвижности;
    • мягкое небо – получение контроля над его подъемом и опусканием, развитие подвижности.

    Благодаря специальной гимнастике можно скорректировать звукопроизношение, сделать речь более правильной и четкой. Упражнения в качестве профилактики позволяют ребенку быстрее освоить устную речь.

    Упражнения для щек

    «Щечки замерзли»

    «Щечки замерзли» – растираем щеки круговыми движениями пальцев рук, разминаем мышцы щек.

    «Хомяк»

    «Хомяк» – попеременно надуваем и сдуваем щеки, чередуем напряжение-расслабление, сопровождаем упражнение стихотворением:

    Хомячок надует щеки,

    У него зерно в мешочке,

    Мы надуем щечки тоже,

    Хомячку сейчас поможем.

    «Конфетка»

    «Орешек» или «Конфетка» имитируем языком, что сосем конфетку, упирая язык попеременно то в левую, то в правую щеку. Это упражнение хорошо для укрепления щечной мышцы и в дальнейшем для постановки звука [р]. При использовании стихотворения можно закрепить также ориентировку в пространстве – направо-налево:

    Белка щелкает орешки,

    Основательно, без спешки,

    Упираем язычок

    Влево, вправо, на бочок.

    Логопедические упражнения для взрослых

    Логопедические упражнения для детей и взрослых принципиально не отличаются друг от друга. Разница лишь в том, что занятия с ребенком вне игры не дадут результата. А взрослый на то и взрослый, чтобы уметь включать «надо» вместо «хочу» и идти к поставленной цели.

    Убирать игровые элементы совсем необязательно, а вот усложнить сами упражнения можно. Скороговорки выбираем поинтересней:

    Логопедические упражнения для взрослых

    Дыхательные упражнения тоже не детские:

    • В положении стоя, не поднимая плеч, дышите нижней частью легких. Если вы делаете это правильно, то ощутите движения живота на вдохе и на выдохе при неподвижной верхней части туловища. Дышите спокойно и размеренно несколько минут.
    • На плавном продолжительном выдохе тяните любой гласный звук.
    • Вдохните через нос и перед тем, как выдохнуть, задержите дыхание на пару секунд, затем сделайте медленный выдох через рот.

    Артикуляционные упражнения могут быть произвольными. Важно помнить: чем активнее будут двигаться ваши язык и губы, чем добросовестнее вы будете над этим трудиться, тем больше пользы принесут вам логопедические занятия.

    Логопедические упражнения для взрослых

    Чтобы создать себе хорошее настроение и задействовать эмоции для получения скорейшего результата, попросите составить вам компанию своего ребенка. А если такой вариант вам не подходит, тогда пусть это будет все-таки игра.

    Вопросы-ответы

    • Кто такой логопед?

      Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

    • Когда ребенок должен начать говорить?

      Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

      К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

      К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

      Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

    • Когда следует начинать занятия?

      Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

      Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

      Календарь посещения логопеда

      1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
      2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
      3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
      4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
      5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
      6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
    • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

      Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

      По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

      Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

      Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

      Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

      Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

      Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    • Главная
    • |

    • Для родителей

    Пальчиковый театр

    Пальчиковый театр — это увлекательная игра, которая:

    • Стимулирует развитие мелкой моторики;
    • Знакомит ребенка с такими понятиями формы, цвета, размера;
    • Помогает развивать пространственное восприятие (понятия «справа», «слева», «рядом», «друг за другом» и т. д.);
    • Развивает воображение, память, мышление и внимание;
    • Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
    • Формирует творческие способности и артистические умения;
    • Знакомит с элементарными математическими понятиями.

    Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):

    • Сначала познакомьте ребенка с персонажами сказки. Предложите малышу рассмотреть и потрогать фигурки. Затем наденьте по очереди каждый персонаж себе на палец и опишите его.
    • Познакомьте ребенка с названием каждого пальца на руке. Например, можно сказать так: «На указательном пальце у меня сидит Колобок».
    • Затем разыграйте перед малышом сказку. Наденьте персонажи себе на пальцы и скрестите руки в замок. Начинайте рассказывать сказку, поднимая пальцы с действующими лицами по ходу действия. Например, сказку «Колобок» можно начать рассказывать следующим образом. Поднимите вверх палец с персонажем «бабка». Скажите малышу о том, что сегодня этот герой будет выпекать Колобка. Ритмично постукивайте друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. При этом говорите: «Бабушка тесто замешивает». По такому же принципу обыграйте появление каждого персонажа.

    Для детей в возрасте 2 – 4 лет (на примере сказки «Колобок»):

    • Поинтересуйтесь у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомните ему.
    • Затем попросите малыша выставить персонажей на столе в порядке их появления в сказке. При этом попросите дать характеристику каждому из них по принципу: «Бабка — старая, добрая заботливая; Колобок — круглый румяный, озорной» и т. д.
    • Задайте ребенку вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встретился ему на пути?»
    • Затем разыграйте перед маленьким зрителем сказку с помощью пальчикового театра.
    • В конце попросите ребенка самостоятельно разыграть перед вами сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.

    Игры, обучающие правильному произношению звуков

    Артикуляционная гимнастика для детей учит их видеть в зеркале свои органы речи, чувствовать их и управлять ими. Но если на занятиях увлекаться только ими, положительного итога по исправлению речи не добиться.

    Помимо артикуляционных упражнений для детей важно работать над голосом и дыханием, используя различные игры:

    Игры, обучающие правильному произношению звуков
    • «Жуки». Посадить детей на стулья, объяснить правила игры. Педагог произносит фразы, показывает движения и просит детей их повторять. «Ж-ж-ж, — произнес крылатый жук, — посиж-ж-ж-у», – все присаживаются, обхватывают плечи. «Поднимусь и улечу, очень громко заж-жуж-ж-жу», — дети ставят руки в стороны, передвигаются по помещению и жужжат: «ж-ж-ж-ж».
    • «Самолеты». Педагог просит вдохнуть и на выдохе завести самолеты: «р-р-р-р». Завели, полетели: «ж-ж-ж-ж». Самолеты поворачивают: «у-у-у». Приземляются: «уух-уух-уух».
    • «Котята». Дети ползают на четвереньках, произнося с выдохом: «ммяу-ммяу-ммяу». Допускается расставить какие-либо препятствия, чтобы они их преодолевали.
    • «Надувание шара». Предложить детям представить, что они надувают шар: коротко вдохнуть и протяжно выдохнуть, формируя губы трубкой: «ф-ф-ф». В конце можно хлопнуть руками, как будто шар лопнул.
    • «Сдувание шара». Вдохнуть воздух через нос, после чего длительно выдохнуть: «ш-ш-ш-ш».
    • «Паровоз». Рассадить детей по кругу на ковер, передавать мяч из руки в руки, загружая вагоны. Когда погрузка заканчивается, дети изображают движение поезда и работу паровоза: «чух-чух-чух». После этого поезд тормозит: «ш-ш-ш-ш». Затем все глубоко вдыхают, и дети снова передают другу мяч, разгружая вагоны.
    • «Пчелка». Дети формируют круг, в центре него педагог. Он держит в руках прут, к которому прикреплена игрушка-пчелка. Педагог крутится, ведя пчелку над детьми. Они ловят пчелу и жужжат: «ж-ж-ж-ж».
    • «Солнце и дождь». Педагог сообщает детям, что на улице светит солнце и разрешается погулять. Дети передвигаются по помещению. Когда педагог говорит, что начался дождь, дети вдыхают в себя воздух, садятся и выдыхают: «кап-кап-кап».
    • «Сугробы». В помещении наставлены препятствия, имитирующие сугробы, которые дети перешагивают и перескакивают. При этом они издают звуки: «туп-туп-туп». Когда дается команда: «вьюга», им необходимо сесть и выдыхая произнести: «с-с-с-с-с».
    • «Петух». Дети принимают стойку прямо, ноги врозь, руки внизу. По команде они направляют руки в стороны и хлопают ими по бедрам. Хлопая, им нужно выдохнуть и произнести: «ку-ка-ре-куу».
    • «Регулировщик». Дети стоят прямо, ноги врозь, одну руку необходимо поднять вверх, вторую отвести в сторону. Необходимо вдохнуть и на протяжном выдохе сменить положение рук: «р-р-р-р».
    • «Трубач». Детям необходимо сесть, сложить кисти рук в трубочку и приподнять вверх. Затем нужно вдохнуть и медленно выдохнуть: «п-ф-ф-ф-ф».

    В последнее время артикуляционная гимнастика для детей становится все более популярной среди педагогов. Современные дети все чаще проводят свое свободное время за телевизором, компьютером, телефоном или планшетом.

    Это заставляет их больше смотреть и слушать, а не говорить самим. Такая ситуация приводит к проблеме развития речи и плохой работе органов речи. Поэтому артикуляционную гимнастику все чаще вводят в занятие педагоги.

    Игры, обучающие правильному произношению звуков

    Оформление статьи: Владимир Великий

    Читайте также:  13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года