Методы и приемы развития речи дошкольников

Период дошкольного возраста для ребенка — это важное время для усвоения разговорного языка, познания фонетической речи. Все эти навыки необходимы для познания окружающего мира, социальной адаптации в обществе. Задача как воспитателей и родителей — обучить детей с раннего возраста речевым навыкам. Это возможно сделать разными способами. Методика развития речи детей дошкольного возраста определяется в зависимости от личностных особенностей и категорий по годам.

Формирующая речевая среда

Формирующая речевая среда дает большие возможности для речевого развития.

Детям можно предлагать самостоятельно рассматривать картинки, игрушки, книги, рассказывать им об этих предметах, а также о разных событиях. С помощью поручений можно давать детям возможность общаться с ровесниками и со взрослыми. Для того, чтобы развивать инициативную речь, нужно предоставить детям возможность самостоятельно рассказать о предметах из ближнего окружения. Также нужно подсказывать детям образцы обращения к взрослым.

Также обсудим игры и игровые упражнения.

Чек-лист

Так, с 2-3 лет ребёнок должен:

  • различать понятия «один» и «много»;
  • повторять цифры в правильной последовательности;
  • понимать значение действий и предлогов в конкретной ситуации;
  • выполнять такие задания как «покажи, кто сидит, кто идёт”, «положи кубик под подушку/в коробку”;
  • отвечать на такие вопросы как “на чём ты сидишь?» и уметь задавать их;
  • понимать сказки и рассказы.
  • Словарный запас при этом должен достигать 1000 слов; фраза — 5-8 слов.
  • Если речь ребенка не соответствует большинству перечисленных норм, необходимо проконсультироваться со специалистами и найти причину. Часто она кроется в первую очередь или в значительной мере в неблагоприятном речевом окружении (быстрая, сбивчивая и невнятная речь, которую слышит ребёнок, обращённое к нему “сюсюканье”) — и/или в недостатке речевой практики.

    Конечно, полностью контролировать коммуникативную атмосферу невозможно: ребёнок впитывает всё как губка, овладение речью происходит автоматически, неосознанно, имплицитно. Но есть ряд практик, внедрение которых может значительно улучшить ситуацию.

    Для чего деткам нужно развивать речь в детсаду

    Во время занятий по развитию речи детки дошкольного возраста смогут четче произносить звуки, а также расширят границы своего словарного запаса. Таким образом крошки осваивают речевую грамоту, учатся строить диалоги со сверстниками, а также совершенствуют грамотность. Занятия проводятся в игровой форме и в виде театрализованных представлений, во время которых малыш может повысить знания культуры.

    Основной акцент в таких программах делается именно на формировании связного донесения мыслей и умения строить предложения в любой ситуации. Таким образом малыши учатся получать и обрабатывать услышанную информацию, а затем грамотно излагать ее. Уровень развития речи крохи свидетельствует о ее воспитании и даже логическом мышлении.

    Для чего деткам нужно развивать речь в детсаду

    Детские психологи настоятельно рекомендуют закладывать “речевой фундамент” еще в дошкольном возрасте, так как тогда малыши наиболее восприимчивы к новой информации. В последнее время увеличилось количество деток с отставанием и дефектами в разговоре, которые возникают из-за интеллектуальной задержки в развитии. Если вовремя не решить данную проблему, ребенок может испытывать дискомфорт при общении со сверстниками в школе, а то и стать объектом насмешек и издевательств.

    Вместе с этим ищут и читают: Проверить очередь в детский сад через интернет и Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей

    Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

    Становление связной речи — сложный процесс в развитии, который начинается с рождения и активно продолжается в дошкольном возрасте. Дети учатся выражать свои мысли с помощью слов, воздействуют на окружение, получают отклик на свои мысли или чувства.

    Читайте также:  Как воспитать самостоятельного ребенка

    Своевременное речевое развитие помогает:

    • стимулировать функции головного мозга и ЦНС, которые интенсивно формируются в раннем возрасте;
    • до полного созревания речевого центра в мозге накопить словарный запас, научиться управлять средствами родного языка;
    • сформировать разные виды мышления, восприимчивость к обучению и воспитанию;
    • расширить круг общения за пределами семьи, повысить уверенность в своих силах;
    • связать произношение со слухом, развить речевые органы через артикуляцию, особенности произношения (интонацию, темп, ритм, тембр);
    • познавать мир, поскольку речь позволяет ребенку получить представление об окружающих предметах или явлениях;
    • в процессе обучения младших школьников для развития грамотности, навыков чтения, письма.

    В опыте становления личности обучение родному языку занимает важное место: меняются механизмы психики, устанавливается рациональное восприятие окружающего мира.

    Федоренко Л. П. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»

    Для проведения занятий в дошкольных учреждениях часто берется за основу методика автора Федоренко Л. П. В своей книге она изложила теоретические сведения для речевого воспитания ребенка с двух месяцев до семи лет. На основе изучения делаются выводы и даются практические рекомендации воспитателям и родителям.

    На основании инновационной методики Федоровой Л. П. считается, что речь ребенка и его психика тесно взаимосвязаны. Они будут развиваться намного быстрее, если воспитатели создадут необходимые благоприятные условия.

    Педагог говорит о том, что для развития речи характерны четыре практических метода:

    • Имитация.
    • Разговор.
    • Пересказ.
    • Рассказывание.

    Большая роль в процессе обучения отводится игровой деятельности, постановке сценок. Таким образом дети лучше осваивают информацию и закрепляют ее. Федорова Л. П. указывает, что на воспитателях лежит наибольшая ответственность за речевое развитие. Чем раньше начнется обучение, тем быстрее будут достигнуты результаты.

    Обратите внимание!  Специальные занятия вводятся уже в младших группах. Они должны быть всесторонними, направленными на познание окружающего мира, обучение общению со сверстниками, знакомству с художественной литературой.

    Развитие речи — важный этап на протяжении всей дошкольной педагогической деятельности. Работа по ее усовершенствованию должна вестись воспитателями и родителями. От того, как правильно ребенок усвоит основы, зависит дальнейший успех в изучении образовательной программы.

    Читайте также:  Видео: тайны родственных связей во вселенной Disney

    На что обратить внимание

    График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

    • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
    • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
    • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
    • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
    • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
    • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
    • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
    • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
    • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
    • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
    • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.