Не только чтение: что должен знать и уметь ребенок еще до школы

Воспитание успешного ребенка – желание всех мам и пап. Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, счастливыми и успешными.  Но если с первыми двумя пунктами все понятно, то как определить, успешен ребенок или нет?  Для одних родителей успех — это поступление в престижный вуз, а для других — финансовая стабильность.  Кто-то мечтает, чтобы ребенок мог просто заниматься тем, что ему нравится, не думая о хлебе насущном.

Жизнь в коллективе

Очень важный момент в жизни школьника — общение со сверстниками. Малыш должен чувствовать себя уверенно в новом окружении, не только хотеть, но и мочь общаться с другими ребятами и учителями, не только учиться, но и играть, участвовать в общественной жизни.

Чему научить:

  • элементарным общепринятым нормам и правилам поведения;

  • способности договариваться;

  • правильно оценивать себя и свое поведение;

  • иметь представление о себе, о мире, об обществе и его культурных ценностях;

  • грамотной речи.

Что такое любознательность?

Любознательность (любовь к знанию) – это стремление к познанию, интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе любого открытия. Это ненасытный голод узнать и понять все, что можно о жизни, себе и окружающем мире.

Любознательный человек действительно жаждет знаний, роста и развития. При этом он страстно стремится решать проблемы, воплощать идеи, находить ответы на множество вопросов, которые позволяют оптимально адаптироваться к жизни.

Эта страсть не приходит просто так: она требует терпения и решимости думать, размышлять и задавать сложные вопросы, на которые не сразу может быть получен ответ. Любознательность тесно связана с увлеченностью и энтузиазмом, открытостью для нового опыта.

Естественно, наибольшее любопытство связано с глубоким и ненасытным желанием овладеть незнакомым, что, конечно, требует смелости для выхода из зоны комфорта в мир, полный неопределенностей и сомнений.

советов, как развить любознательность

  • Постоянно задавать вопросы. Если даже страшно быть надоедливым, то стоит начать хотя бы с вопросов самому себе. Видит человек что-то привычное, то, что постоянно попадается ему на глаза, но при этом не знает, как это что-то работает. Нужно подметить для себя подобные случаи и начать задавать вопросы.
  • Тренировка мозга. Нужно быть готовым к постоянному саморазвитию и даже к тому, что многие знания будут забываться. Нужно быть готовым учиться и переучиваться.
  • Сказать скуке «нет». Каждый раз, когда человек игнорирует что-то, называя это скучным и неинтересным, он закрывает перед собой дверь новых знаний. Даже если сейчас не хватает времени на изучение чего-либо, то стоит отложить это на будущее, но все же постараться изучить.
  • Развитие своего кругозора. Не стоит зацикливаться на чем-то одном – в мире достаточно много всего разного, и постоянное изучение чего-то одного может надоесть. А вот видение разнообразия поможет оставаться на плаву. Нужно пробовать читать самую разную литературу, знакомиться с самыми разными культурами, пробовать улучшать свою речь, заниматься разными физическими упражнениями, изучать свое тело и т.д.
  • Интерес в процессе обучения. Процесс получения новых знаний необязательно должен быть скучным. Если образовательная система превращает процесс обучения во что-то ненавистное и скучное, то придется брать ситуацию в свои руки и заниматься самообразованием.

С возрастом человек теряет любознательность, потому что привыкает к миру, который его окружает. Но ведь привыкнуть – не значит познать…

Советы для родителей

1. Развивать упорство и трудолюбие у малыша.

2. Формировать умственные способности, внимательность и любознательность.

3. Загадывать загадки, учить стихи, проводить простые опыты и рассуждать вслух.

4. Заставлять малыша искать ответы на поставленные вопросы и проблемные ситуации.

5. Читать книги и беседовать о прочитанном, оценивать поступки героев.

6. Учить содержать тело в чистоте и личные вещи в порядке.

7. О школе и учителях говорить только хорошие слова.

8. Приучать будущего школьника к самостоятельности.

Это всего лишь советы – не нужно огорчаться, если у ребенка не все получается. Большое количество знаний до поступления в школу не всегда становится гарантией успеха. Только настойчивость и усидчивость малыша, а также терпение и помощь родителей помогут овладеть любыми науками.

Спасибо, что рядом, если понравилась статья ставьте палец вверх, оставляйте свои комментарии. Подписаться можно здесь!

Предоставление свободы действий

В первую очередь нужно убедиться, что у ребенка есть возможность проявлять самостоятельность. Это должно выражаться в:

  • разрешении выбирать для себя одежду, книги, игрушки, фильмы и пр.;
  • самостоятельном планировании свободного времени без навязывания занятий неинтересных ребенку, но предпочтительных для взрослого;
  • наличии постоянных закрепленных обязанностей (вынос мусора, уборка своей комнаты и пр.);
  • свободе выбора способа действия, например, ездить в школу на трамвае, а не на автобусе; мыть сначала тарелки, а потом кружки;
  • возможности организовать личное пространство по своему желанию (вещи в комнате ребенка расставлены так, как ему больше нравится; на кровати сидят мягкие игрушки; на стенах висят плакаты и т.п.);
  • распоряжении карманными деньгами.

То есть контроль со стороны родителей должен быть разумным и оставлять детям свободу действий.

Кодекс родителей успешного ребенка

  1. Любите ребенка, несмотря ни на что. Прихоти, неудачи или сомнения не являются поводом разочароваться в нем и лишить родительской любви. Напротив, теплое отношение поможет ему справиться со всеми трудностями.
  2. Поддерживайте все начинания. Мама и папа, которые поддержат в трудную минуту и ​​помогут достичь успеха в любом деле, это необходимость для каждого ребенка. Идите навстречу творчеству и экспериментам, покажите сыну или дочери, что вы всегда на их стороне и готовы помочь.
  3. Проявляйте интерес. Хорошо, что вы знаете, поел ли ребенок и как провел время в детском саду. Но всегда выводите его на диалог и демонстрируйте максимальную заинтересованность тем, что он делает. Так ребенок будет уверен в том, что родители рядом и им действительно интересны его переживания.
  4. Устанавливайте справедливые правила. Если и запрещаете ребенку, то объясните причины — что именно вам не нравится, и как это может повредить ему или кому-то еще. И обязательно расскажите, что сделать, чтобы изменить ситуацию. Дети все понимают, но нуждаются в понятных объяснениях. Проводите время вместе. Вы тоже были ребенком и, возможно, помните, как хотелось, чтобы мама и папа чаще брали вас с собой на прогулки, играли и рассказывали интересные истории. Так дайте это своим детям и не заставляйте их чувствовать себя обделенными.
  5. Будьте лучшим примером. Если целыми днями вы лежите на диване и бесцельно тратите время, глупо надеяться, что ребенок вырастет активным и целенаправленным. Подавайте личный пример, чтобы взрослая жизнь ассоциировалась у малыша с чем-то важным и интересным, а не скучным и однообразным.
  6. Учите анализу. Вы не сможете контролировать и наставлять ребенка всю жизнь — он ​​должен научиться оценивать свои поступки, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать решения и нести за них ответственность. Мягко и постепенно прививайте ему эти качества, и тогда вы сможете воспитать успешного человека.
  7. Удовлетворяйте потребности. Пирамида потребностей Маслоу актуальна и в детском возрасте. Просто в этот период именно родители удовлетворяют основные потребности ребенка. Делайте это сейчас, чтобы ребенок рос счастливым.

Понимание себя

Пожалуй, управление вниманием, отслеживание своих интересов — часть более общего навыка понимания себя: своих эмоций, привычек, целей, хода мысли. В некоторых школах изучают основы психологии, но обычно — в отрыве от реальности, без практики. Практику дает сама жизнь. Но то, что ребенок понимает про себя в общении со сверстниками и взрослыми, можно поддержать и существенно развить. Вот несколько конкретных навыков, о которых говорили мои собеседники:

  • принятие решений,
  • понимание эмоций,
  • выработка привычек,
  • постановка целей.
Читайте также:  Всё про то, что должен уметь ребенок в 5 лет

Для каждого из них есть упражнения, которым учат взрослых в бизнес-школах, на психологических курсах и тренингах. Почему мы не даем возможности детям освоить простые техники планирования или не учим ориентироваться в эмоциях?

Основатель Gett Дэйв Вайсер упомянул в разговоре метод планирования OKR (Objectives and Key Results, метод целей и ключевых результатов). «Я сам занимаюсь целеполаганием, — говорит Вайсер, — и у меня есть не только OKR для компании, но и персональный OKR: на [мои] 70 лет, на 60, на следующий год и на этот. И если это правильно для меня и для моих друзей, то это правильно и для подростков 16 лет, потому что их мозг уже так же развит, как у взрослых. Чего у них нет, так это опыта и мудрости, понимания, почему такое планирование важно, и это как раз то, что вы можете им дать вместе с конкретными техниками и приемами».

О важности умения планировать говорит и Федор Шеберстов. В качестве ориентира он приводит пример американского школьного проекта Summit Public Schools, чей основный принцип — самостоятельное целеполагание: на день, на месяц, на жизнь.

Похожим навыкам учат в Silicon Valley Camp, образовательной программе от предпринимателей из Кремниевой долины для подростков 12+. «Как важно уметь мечтать, постановка жизненных целей, работа в условиях неопредленности, как справляться с неудачами, как бороться с прокрастинацией», — перечисляет темы занятий основательница проекта Наталья Черкашина.

«Понять себя» не так-то просто и взрослым. Но дети и подростки часто бывают даже лишены инструментария для такого познания. Сооснователь программы «Эволюция» Андрей Черняков рассказывает, как однажды их тренинг по психологическим типам проходил в зале, где одновременно играли дети участников. «[Позже] за обедом девочка 8 или 9 лет что-то пыталась сказать. Потом она встала и обратилась к окружающим: “Я сегодня узнала, что я интроверт, мне очень трудно привлекать к себе внимание. Пожалуйста, послушайте меня”. Это было сообщение феерической силы. Все стали очень внимательны и чувствительны по отношению к ней».

Дмитрий Фишбейн выделяет еще один необычный навык «сканирования себя» — умение «измерять социальное самочувствие». По сути, это понимание, счастлив человек или нет. Навык различать успех и счастье, умение ставить счастье выше успеха. «Можем ли мы дойти до ситуации, когда лучшая школа — та, где дети себя чувствуют хорошо?» — спрашивает он.