Развитие речи у детей с умственной отсталостью

Одной из важнейших работ представителей детского сада является налаживание сотрудничества с родителями воспитанников. Сотрудничество должно быть продуктивным, особенно это касается тех детей, которые нуждаются в коррекции речи. Ведь только при согласованности в действиях родителей и воспитателей можно достичь наилучших результатов.

ВИДЫ ДЕФЕКТОВ

Дефекты подразделяются на несколько видов, чаще всего диагностируется картавость или шепелявость. У детей, занимающихся в логопедических центрах подобные недостатки устраняются относительно легко.

Картавость и шепелявость

По сути картавость и шепелявость – это естественные дефекты речи, которые проявляются в период, когда ребенок только учится говорить. А вот их закрепление и длительность сохранения зависят от внешних причин. Например, поощрение родителями неправильного выговаривания определенных звуков, наличие патологий произношения у окружающих, которые ребенок копирует, стресс и эмоциональное потрясение.

Дислалия

Этой патологией страдают люди с нормальной работой слухового аппарата и его связью с нервной системой. В этом случае человек смешивает звуки, меняет их, некоторые не произносит вообще. Проблема обычно устраняется при помощи заучивания скороговорок.

Дизартрия

Данное расстройство связано с поражением нервной системы или же с патологиями связи ЦНС и речевым аппаратом. В этом случае у человека наблюдается низкая подвижность мягкого неба, губ и языка. Именно из-за этого возникают дефекты речи.

Ребенку с дизартрией плохо дается письмо, чтение, также наблюдается общее недоразвитие речи. Взрослые с этим видом патологии услышанную речь воспринимают хорошо, но письмо и чтение не меняются.

Когда ждать результата и что делать, если его нет?

Итоги занятий с логопедом индивидуальны. У каждого ребенка свои особенности, темпы, многое, конечно, зависит и от специалиста. Не стоит уже после первой встречи с ним рассчитывать, что у малыша начнут от зубов отлетать скороговорки. Улучшение речи может наступить быстро, но ничего страшного, если это произойдет чуть позже. Ориентироваться надо на то, что в принципе должен наступить прогресс.

Если же совсем ничего не происходит длительное время, то это повод искать причину.

Она может быть:

  • анатомическая, например, короткая уздечка – тогда нужно обращаться к стоматологу;
  • психологическая (из-за напряженной обстановке в семье, особенностей развития) – к психологу, нейропсихологу;
  • со слухом – к сурдологу.

Коррекция речи детей с умственной отсталостью

Коррекция и лечение детей с умственной отсталостью должна вестись по следующим направлениям:

  • Непосредственно вызывание и развитие речи;
  • Развитие высших психических функций, связанных с речью и обуславливающих ее существование.

При тяжелых формах умственной отсталости ребенок привыкает общаться без речи, с помощью жестов, определенного поведения; соответственно, крайне важно работать над тем, чтобы у ребенка возникла необходимость использовать речь как основное средство коммуникации.

Речь – это психическая функции, которая неразрывно связана с другими функциями, как то: мышление, восприятие (в том числе, слуховое, зрительное), внимание, память. Таким образом, для работы над системным недоразвитием речи, которое возникает у таких детей, необходима связка несколько специалистов:

  • Нейропсихолог занимается «базой», создает возможности и предпосылки речи (стимулирует определенные зоны мозга с помощью двигательной программы и сенсорной интеграции с целью «дозревания» незрелых структур, включения компенсаторных механизмов); работает с восприятием (слуховым, с ритмическим компонентом речи, фонематическим слухом), регуляторным компонентом речи и всей деятельности, в целом; с вниманием и памятью и так далее. Проводит со своей стороны профилактику или коррекцию нарушений письма и чтения;
  • Логопед работает непосредственно с речевыми структурами речи, артикуляционным аппаратом (постановка звуков, грамота, лексико-грамматический строй, выстраивание связной речи);
  • При глубокой и тяжелой форме умственной отсталости к коррекционной работе должен быть подключен дефектолог, невролог, специалист по адаптивной физкультуре и т.д.
Читайте также:  Имена для девочек и мальчиков на 2019 год

Примеры корректирующих упражнений

Программа упражнений составляется только специалистом; самостоятельное проведение упражнений, направленных, на развитие когнитивных функций и речи, может быть не только бесполезно (за счет бессистемности, непонимания целей каждого упражнения и сути дефекта, на которое это упражнение направлено), но и опасно.

Работа с речью предполагает занятия по нескольким направлениям, как уже было сказано выше. Некоторые занятия, например, при дизартрическом компоненте, могут включать в себя упражнения на развитие моторных функций (динамические, статические, развитие пространственной организации движения), артикуляции, ритмо-интонационной структуры речи (выработка правильных дыхательных, фонационных кинестезий, развитие голосовой модуляции).

Прогноз развития речи у детей с умственной отсталостью

Прогноз развития ребенка и, в частности, его речи связан со степенью тяжести и формой умственной отсталости.

Родителям ребенка, столкнувшегося с данным диагнозом, необходимо понимать, что требуется длительная, кропотливая работа, следование рекомендациям специалистов; ежедневная работа дома, кроме работы на занятиях. Кроме того, для ребенка необходимо создавать условия, которые позволят ему адаптироваться в социуме – это, пожалуй, один из ключевых моментов коррекции.

Развитие речи у детей с умственной отсталостью (75%) 4 голосов

Дошкольники с ФФНР

Под ФФНР понимается нарушения в процессе развития системы произношений в родном языке у детей, имеющих разные расстройства в речи. Это может быть связано с тем, что имеется недостаток восприятия фонем и их произношения.

В речи таких детей заметны сложности процесса формирования звуковой составляющей речи. Дети обладают сниженными возможностями синтезировать и анализировать речь. Главным дефектом, свойственным ФФНР, считается неразвитость процессов восприятия звуковой составляющей речи.

Главные положения государственного стандарта о детских садах демонстрируют необходимость включать членов семьи ребенка в образовательный процесс в детском саду.

Почему у детей возникают дефекты речи

Врожденные патологии можно исправить, обратившись к специалистам. Но если проблемы с речью связаны с психическим развитием и психологическим состоянием малыша, то тут уже многое зависит от взрослых, их поведения и знания особенностей развития своего ребенка.

Родители – формалисты: требовательность порождает страх

Одна из наиболее часто встречающихся причин неправильного развития речи – слишком требовательные и строгие родители.  Ребенку свойственно шалить, баловаться, совершать необдуманные поступки. Такова его природа, которую малышу трудно «перебороть».

Читайте также:  Ротавирусная инфекция. Энтеровирусная инфекция.

Совершив нечто такое, что может не понравиться маме и папе, проказник начинает переживать, волноваться. Тревога перед предстоящей «разборкой» перерастает в страх.

Важно

Когда наступает время объяснения с родственниками, малыш, беспокоясь и волнуясь, начинает «задыхаться» (напряженное эмоциональное состояние вызывает учащенный пульс, начинают сохнуть губы, язык). Неправильное дыхание – первый признак и симптом затрудненной речи. Так возникает заикание.

Любящие родители – поощрители инфантилизма

В некоторых семьях слишком много внимания уделяется чадам. Это может быть вызвано разными причинами. Ребенок может быть долгожданным первенцем или, наоборот, поздним у стареющих родителей.

Сын или дочка у чересчур любящих родителей становятся всеобщими любимцами, балованными и капризными. Их поведение напоминает поведение маленьких детей, если даже им уже 15 лет. Инфантильные дети плаксивы, их настроение часто меняется.

Почему у детей возникают дефекты речи

Они не только ведут себя как маленькие, но и разговаривают как маленькие. Им свойственны сюсюканье и «детские» интонации.

Родители трудоголики – попустительский метод воспитания

Многие проблемы с речью у детей были бы предупреждены, если бы родители, живущие своей работой и житейскими невзгодами, почаще занимались своими детьми. Это касается не только тех, кто слишком много времени проводит на работе, но вообще всех родителей, не уделяющих (по разным причинам) внимания своим детям.

Логопеды говорят, что многие дефекты речи легче предотвратить, чем вылечить. Достаточно прислушиваться к ребенку, интересоваться его проблемами, заботами, выяснять причины его страхов. Ведь развитие речи напрямую связано с развитием личности малыша, с его психологическим состоянием.

Разговаривайте с детьми

Дети учатся говорить, подражая взрослым. Поэтому нужно все время с ними разговаривать, уметь выслушивать, учить слушать другого. Разговаривайте с детьми не в спешке, как бы между прочим. Разговаривайте медленно, ласково, часто называя разные предметы, называя предмет разными синонимами. Используйте в разговоре с ребенком пословицы и поговорки, красивые сравнения и метафоры.

Не стоит слишком зацикливаться на звуках, которые малышу пока не удаются. Иначе вы заставите ребенка смущаться и чувствовать свое несовершенство. Тем более не повторяйте за ним «корявые» слова. Если ребенок (намеренно или нет) произнес слово неверно, повторите это слово еще раз, но уже правильно. Неосознанно дети подражают взрослым, и малыш будет стремиться к верному произношению.

Главное, набраться терпения на пути овладения ребенком правильной речи.

Как же договариваться с детьми?

Не нужно давать ребенку готовое решение, нужно помочь ему сформулировать свою проблему, помочь предложить свое решение, а затем обсудить его и свое решение, найти то, что приемлемо для обеих сторон. Порой это очень трудно, можно придумать красивое решение, но невыполнимое ребенком или вами. Если найденное решение опять привело к срыву, значит, это было не лучшее решение. Стоит поискать новое.

Об этом – основная часть книги «Взрывной ребенок», мы не видим смысла переписывать ее в нашей статье, отметим лишь, что первое, чему нужно научиться и следовать этому безукоснительно, – активное слушание.

Читайте также:  Как научить ребенка писать прописные буквы. 5 шагов

Признаки возможного нарушения слуха

Конец 1-го месяца В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений; не вздрагивает, не моргает.
Конец 2-го месяца Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).
Конец 3-го месяца Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания; не реагирует на музыкальные игрушки.
Конец 5-го месяца Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.
Конец 6-го месяца Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.
Конец 7-го месяца Не поворачивает голову в сторону источника звука или говорящего человека. Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.
Конец 8-го месяца Не прислушивается к разговору взрослых. Не замирает, услышав новый звук. Не проявляет интереса к музыке. Не лепечет.
Конец 9-го месяца Не реагирует на собственное имя. Не понимает слово «нет», запрета. Не играет с вами в «разговор».
Конец 10-го месяца и 11-й месяц Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен. Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.
Конец 12-го месяца и старше По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы. Не имитирует простые звуки и односложные слова. Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения. Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого). Не понимает простые обращения. Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке. Не пытается говорить.

Необходимо обратиться к врачу-сурдологу, если:

  • Вы заметили у вашего малыша признаки снижения слуха, описанные выше;
  • Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
  • Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
  • Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.

Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости. Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей.

В настоящее время этот аппарат есть во многих детских поликлиниках. Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, учиться в обычной школе и получить профессиональное образование.