7 упражнений для развития навыка скорочтения в домашних условиях

Сегодня большинство детей учится читать еще до школы. Родители прилагают много усилий, чтобы научить ребенка читать, промышленность отвечает им, создавая многочисленные дидактические материалы.

Подробный обзор

С чего начинать обучение скорочтению?

Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования – об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.

Игры и задания на обучение чтению для дошкольников

Составить слово из букв — Задание по чтению

В этом разделе вы найдете много заданий, в каждом из которых нужно составить слово из букв. В некоторых заданиях нужно составлять слова из заданных букв, а в некоторых — буквы нужно узнать самому (по первой букве каждого слова-картинки). Также здесь есть задания, в которых нужно составить слова из перемешанных букв или найти спрятанные слова.

Рассказы с картинками вместо слов для детей

Здесь вы можете скачать детям небольшие рассказы с картинками вместо слов для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Читая представленные рассказы нужно вставлять нужные слова вместо картинок. Такое обучение чтению очень интересно для детей, которые учатся читать.

Русский алфавит по порядку для дошкольников

Здесь мы будем изучать русский алфавит по порядку, от буквы А до буквы Я. На каждом-листе задании дается две буквы. Каждой букве соответствуют несколько картинок. Нужно обвести кружком только те слова-картинки, которые начинаются на заданную букву.

Изучаем алфавит русского языка

В этом разделе вы можете скачать материалы, которые помогут вам выучить алфавит русского языка легко и просто. Здесь и специальные задания по обучению русскому алфавиту, и карточки с буквами для распечатки и много другое…

Найти слово по буквам в квадрате

В этих красочных заданиях по обучению чтению ребенку нужно, руководствуясь картинками, найти слово по буквам в специальном квадрате, где буквы расположены в хаотичном порядке. Каждому искомому слову соответствует одна картинка снаружи квадрата. Порядок букв в словах может быть по горизонтали, вертикали и диагонали. Здесь нужно не только уметь читать слова, но и быть очень внимательным, чтобы их найти… 

Читаем по слогам — Задания и материалы по чтению

Читаем по слогам — это задания и материалы для распечатки, в которых дети научатся составлять слова из слогов. Здесь вы можете скачать различные задания, распечатать на принтере и заниматься с ребенком придерживаясь указанных инструкций к каждому заданию.

Смысловое чтение — Работа с текстом для детей

Здесь вам предстоит выполнить задания на смысловое чтение. Работа с текстом — очень важный этап в обучении детей чтению. В этих заданиях ребенок потренируется находить синонимы и антонимы к словам, понимать и растолковывать смысл и значение слов и предложений, обобщать и называть признаки предметов, анализировать прочитанный текст и отвечать на заданные вопросы к нему, научится составлять предложения и рассказы, писать диктанты и многое многое другое…

Чтение для дошкольников

В этом разделе обучение чтению для дошкольников представлено в виде интересных игровых заданий, которые нужно скачать и распечатать на компьютере. Здесь ребенок может потренировать свое умение слышать слова и находить их зрительное представление на бумаге, выучит чистоговорки и скороговорки, угадывать слова, распознавать слова по картинкам и многое другое…

Когда учить читать?

     Не стоит начинать обучение с малых лет. Данный метод не принесёт нужные плоды. Даже научно доказано, что учить ребёнка грамоте в таком раннем возрасте опасно для детской психики. Специалисты считают, что желательно учить ребёнка чтению не раньше пяти лет. Конечно, знакомство с буквами и звуками нужно начинать раньше, но читать бегло ребенок сможет не раньше 5 лет.

    Фраза «Чем раньше научишь ребенка читать – тем лучше» — ошибочна! Как считают врачи, преждевременное обучение ребёнка может привести к развитию близорукости от напряжения на глаза.  Однако большинство родителей хотят научить своего малыша складывать слоги быстрее, стараются начать подготовку в домашних условиях заранее.

Читайте также:  Второй ребенок в семье: что надо знать?

Правила обучения грамоте

Когда учить читать?

Процесс освоения чтения пройдет легко, если соблюдать несколько правил:

  1. Учиться читать — весёлая игра. Превратите занятие в игру, дети это оценят.  Не требуйте от ребёнка красивого и правильного чтения. Для начала, он должен понять, как читать, составлять и находить слоги слов самостоятельно, составлять слова и предложения.

    Пусть сначала это будет тяжело и трудно для ребёнка, но вам нужно терпеливо вместе с ним исправлять ошибки, словно это игра. Игра — это беззаботное занятие, отсутствие стрессовых ситуаций. Играя, ребёнку будет легче понять, что хотят от него взрослые.

  2. Учите складывать звуки, а не буквы.

  3. Начинайте с самых простых слогов, слов.

  4. Не спешите, доводите навык до автоматизма.

  5. Хвалите малыша за старания.

С чего начать?

  • Сначала необходимо обучить ребёнка гласным: Е, Ё, У, А, Э и т.д.
  • Затем, учим звонкие твёрдые согласные: Р, З.

СОВЕТ: произносить буквы надо именно звуками — не эр, не Рэ, а просто «Р» и все.

Когда учить читать?
  • Под конец выучим остальные звуки, такие как Щ, С , Б и другие.

СОВЕТ: На каждом уроке задавайте вопросы ребёнку по темам, уже изученных на предыдущих уроках, это поможет закреплению знаний.

2. Учим слоги. 

  • Начальные слоги должны быть лёгкими: БА, ЛО, МО, ПО. Ребёнок должен понять как образуются слоги.
  • Затем можно будет выучить посложнее слоги, участие принимают шипящие звуки: ЖУ, ЩУ, ЩА.

3. Учимся читать первые слова.

Когда учить читать?

На данном этапе можно обучить ребёнка читать лёгкие тексты, но обязательно по слогам: Ка-те да-ли мы-ЛО , О-на мы-ла ру-ки, ли-цо и ше-ю.

4. Последние уроки.

После тренировок чтения отдельных слов по слогам рекомендуется читать по слогам словосочетания и предложения. После ежедневных тренировок ребёнок сможет достаточно приспособиться, чтобы читать цельные слова, не требуя помощи у слогов.

     При соблюдении данных советов ребёнок научится читать всего за 1-1,5 месяца. Родители, не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается, не заставляйте ребёнка учиться, если у него в какой-то день не будет настроение делать это – будьте терпеливы и сдержанны, тогда всё получится!

Выбор пособия

Когда учить читать?
  • Букварь от Жуковой Надежды или же Букварь для мальчиков или Букварь для девочек Шалаева, чтение у ребёнка пойдет легче и быстрее. Данный букварь поможет поэтапно понять ребенку, как читать слова, буквы, лёгкие и сложные слоги, предложения и, наконец, небольшие тексты.
  • Таблица и кубики  Николая Зайцева.

Слоговая таблица с плаката «Сделай уроки сам!» 

При соблюдении данных советов ребёнок научится читать всего за 1-1,5 месяца. Родители, не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается, не заставляйте ребёнка учиться, если у него в какой-то день не будет настроение делать это – будьте терпеливы и сдержанны, тогда всё получится!

Освоить чтение до школы ребенок должен обязательно. Родители могут помочь своему сыну или дочке справиться с этой важной задачей. Главное — проявить терпение и результат будет отличным!

Когда учить читать?

Появление у ребенка друзей-невидимок, как правило, связано с работой детского подсознания, ведь продумывая в голове и проигрывая в лицах различные жизненные ситуации маленький человек учится контактировать с окружающими и внешним миром, где ему предстоит еще найти свое далее

нет комментариев

Подготовка к сдаче экзаменов – напряжённое время. Только проверенные способы побороть далее

нет комментариев

Когда учить читать?

О том, как подготовить ребенка к школе, какими знаниями он должен обладать,  также советы родителям, применимые к далее

нет комментариев

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Они, как никто другой, заинтересованы в результатах далее

нет комментариев

Родители пытаются воспитать из своих детей каких-то супер героев, такая модная тенденция 21 века. Но все ли дети талантливы?Читать далее

Когда учить читать?

1 комментарий

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию 

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно. 

© Тимошенко Елена,

Упражнения на тренировку быстроты чтения

Занятия занимают 30 минут. Если их планируется проводить дважды в день, то лучше выбрать такой график: утром – 30 минут, отработка новых умений; вечер – 15 минут, закрепление умений, приобретенных утром. При занятиях 1 раз в день «назавтра» закрепляют и оттачивают умения и навыки, полученные «вчера».

Работа с короткими текстами

К количеству слов, которые ребенок прочитывает за 1 минуту, прибавляют 30. Если скорость 30 слов, то выбирают отрывок на 60, если 60, то на 90 и так далее. Этот текст читают до тех пор, пока он весь не будет прочитан за минуту. Сначала ребенок будет путаться в незнакомом тексте и, скорее всего, не прочитает даже половины. Второй раз чтение будет более уверенным, на третий большинство детей осиливает его полностью.

Отрывок отрабатывают до тех пор, пока не будет запинок. После этого его просят пересказать, можно задать некоторые вопросы (выделить главную мысль, назвать героев и т. д.). Сначала берут простые, но интересные отрывки, впоследствии можно подбирать такие, где присутствует описание, которое дети не очень охотно читают и непросто запоминают, прямая речь и диалоги, прочие конструкции.

Проговаривание слогов и слов в таблицах

Упражнения на тренировку быстроты чтения

Отличное упражнение для начинающих читать детей. Помогает выйти с чтения по слогам на прочтение целых слов, потому что учит интуитивно угадывать знакомые слоги.

Таблицы проговаривают по столбцам или по строкам (в зависимости от задания), на 1 табличку уходит сначала 30 секунд, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок прочитывал 3 таблицы за это время. Таблицы можно распечатать из книги С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

Таблицы Шульте

Это расположенные в случайном порядке числа. Дается задание как можно скорее найти числа по порядку. Такое упражнение расширяет поле зрения, развивает скорость поиска и движений глазами.

Для малышей берут числа от 1 до 10, прибавляя каждое занятие по 5-10, пока значение не дойдет до 100. Тем, кто хорошо справляется с заданием, усложняют задачу и к цифрам прибавляют буквы.

Чтение «вверх ногами»

Такое упражнение предлагают детям со скоростью чтения от 80 слов в минуту. Текст должен быть небольшой, желательно отдельно на странице или можно распечатать его.

Сначала дают прочитать текст в нормальном положении, затем переворачивают его на 90 градусов, потом – вверх ногами. После первого раза ребенок будет читать текст хорошо, это происходит интуитивно.

На следующее занятие предлагают отрывок сразу прочитать вверх ногами, только потом переворачивают его в нормальное положение. Можно увидеть, насколько быстро будет прочтен текст, который до этого ребенок пытался прочесть в другом положении.

Упражнения на тренировку быстроты чтения

Просмотр диафильмов

Не у всех сохранились старые диапроекторы, но современный вариант тоже подойдет. Яркие картинки (сюжеты из сказок, мультфильмов или детских рассказов), под каждой из которых большими буквами находится описание. Ребенку интересно прочитать, половину слов он «угадает» уже по первым слогам, так как перед чтением внимательно рассмотрел, что изображено на картинке.

Работа с ударениями

Главное, не просто научить ребенка чтению быстро, а чтению осознанно. Поможет простая игра с ударениями. Выбирают предложения, в которых смысл появится лишь тогда, когда правильно будет поставлено ударение (при этом в самом тексте ударения не расставлены): Чтобы войти в замок, нужно открыть замок; Какое искусство показали стрелки: попали в стрелки часов!

Развитие зоркости

Это упражнение подойдет для детей, которые уже читают достаточно быстро для развития внимательности при чтении. В ряд напечатаны буквы в произвольном порядке. Задание: найти и вычеркнуть (подчеркнуть, обвести), например, только гласные или все буквы Р, или все буквы Ф и т. д.

Развитие антиципации

Дают карточки, в которых одно слово написано полностью, второе – лишь его часть (первый слог), при этом смысл второго слова должен быть предугадан: лошадь ска_, ветер ду_, красное пла_, плачет ре_. На следующих занятия предлагаются уже небольшие тексты из 2-3 предложений, где часть слов написана, а другая часть – первые слоги: Май – последний месяц ве_. Землю согревает ласко_ со_. Идут теплые до_.

Видео: Приемы и упражнения для повышения скорости чтения

Упражнения на тренировку быстроты чтения

Чтение «про себя»

Ребенка обязательно следует научить читать «про себя», но только после того, как он прочитывает вслух больше 80 слов в минуту. Начинать нужно с одного абзаца, после которого он останавливается, пересказывает текст. Главная цель: школьник не должен проговаривать слова мысленно, а, цепляя взглядом несколько букв слова, уже воспринимать его. Такой опыт приходит после длительных тренировок.

Чтобы научить чтению «про себя», подойдет следующее упражнение. Подготавливают два одинаковых отрывка текста, один вручают ученику, второй оставляют у себя. Взрослый читает вслух, ребенок следит за ним. Непроизвольно он будет воспроизводить содержание мысленно вслед за родителем. Следует при этом соблюдать темп речи, чтобы школьник не отставал и не пропускал слова.

Имя как средство обучения чтению

Психологами исследовали проблему, как научить ребенка читать и пришли к выводу, что это можно стимулировать, используя свое имя. Ведь собственное имя человека — это символ персоны, возможность общения в обществе. Поэтому для каждого ребенка имя — очень важное понятие. Для установления эмоциональной связи между педагогом и ребенком, между сверстниками предлагаются следующие виды работы: составление имен на кубиках; написание имен детей и членов семьи, имен друзей по таблице; печатание имен на листах бумаги.

На одном из занятий каждый ребенок с помощью педагога составляет свое имя указкой по слоговой таблице. На следующих занятиях проводится игра с кубиками “Как тебя зовут?”.

Например, Катя. Всего два кубики: КА-ТЯ. Затем кубики переворачиваются-переставляются, снова выставляются (КА-ТЯ). Снова кубики переворачиваются-переставляются. Предлагается девочке самой поставить кубики правильно.

Имя как средство обучения чтению

Запомнить, какой кубик взять сначала, какой потом, где верх, где низ букв, запомнить свои кубики, а на них — свои слоги. Учиться составлять и прочитывать слово слева направо не очень просто, но после одного-двух-трех веселых, непродолжительных занятий Катя научится составлять свое имя, потом находить свои квадратики в таблице, выискивать свои кубики среди других.

Аналогичная работа проводится со всеми детьми в группе. Дети чувствуют внимание воспитателя к каждому, понимают важность своей личности, желание оправдать доверие помогает в освоении навыка чтения.

Дополнительные советы от «бывалых» родителей

Даже гений должен уметь читать и писать. Так что учить ребенка грамотности все-таки придется, и делать это желательно до школы. Тогда малыш не будет чувствовать себя одиноким «незнайкой» на фоне других бегло и выразительно читающих детей. Поэтому дополнительные советы от тех счастливых родителей, кто уже прошел этот путь, не помешают:

  1. Не надо учить азбуке в алфавитном порядке.
  2. Начинают только со знакомых слов.
  3. Самый лучший помощник — красочные иллюстрации. Это могут быть готовые картинки, или те, что нарисует мама, или те, что нарисует малыш.
  4. Большая часть обучения, по любой методике – в игровой форме!
  5. Дополнительно развивать внимание, память, наблюдательность.
  6. Привлекать в качестве обучающего материала не только книжки и кубики, но и видео мультфильмы, сказки, стишки, развивая восприятие речи на слух.
  7. Заниматься нужно каждый день.
  8. Не перегружать ребенка, обязательно контролируйте объем поступающей за один урок информации.
  9. Не требуйте быстрого чтения, все внимание должно быть уделено чтению осознанному. Иначе получится ситуация, когда ребенок, дочитав до конца предложения, забыл, о чем шла речь в начале. Так теряется смысл текста, малыш не сможет пересказать прочитанное.

Как развивать интерес ребенка к чтению

Что делают умные родители:

  1. В свободное время берут в руки томик, а не смотрят сериал;
  2. Устраивают чтения вслух и обсуждают прочитанное;
  3. Начинают обучение с самого простого;
  4. Играют с ребенком «в вывески»: гуляя по городу, читают вместе названия на вывесках магазинов, афиши и прочую наружную рекламу;
  5. Вместе с ребенком раскладывают кубики с буквами, составляя слова;
  6. В любой подходящий момент – в очереди, в ожидании приема к доктору, в транспорте – достают книгу, желательно с красочными иллюстрациями, и предлагают интересно провести время ожидания;
  7. Используют уже знакомые литературные персонажи для поддержания интереса к чтению;
  8. Глупо заставлять учиться через силу, все равно знаний не будет – считают умные родители. Важно заинтересовать, а не принуждать.

    Такой подход гораздо благоразумнее и дает хорошие результаты. Обучение идет с охотой.