Как научить читать ребенка в домашних условиях

Как научить ребенка читать? Вопрос о том, как правильно и эффективно научить ребенка читать быстро, задает себе рано или поздно каждый родитель. Это нормально и правильно.Гораздо хуже, когда родителю абсолютно все равно с какой скоростью и как хорошо читает его ребенок. Изучите статью и отдельно обратите внимание на рабочие тетради, чтоб узнать как научить ребенка читать. Плюс сделать это быстро, в увлекательной форме и интересно для вашего малыша.

Наталья, двое детей: «В первом классе у дочери не умел читать только один ребенок»

— Старшую дочь я плавно стала учить чтению с 4 лет. Начали с изучения букв, выучили гласные и согласные, потом стали соединять буквы и учились читать по слогам. В итоге к 6 годам она уже хорошо умела читать.

Учила дочку я осознанно, поскольку хотела отправить ее в гимназию. А мне сказали, что там в первом классе почти все умеют читать. Так и было: из 26 человек только один ребенок в нашем классе пришел не очень подготовленным. И с ним особо никто не занимался.

Наталья, двое детей: «В первом классе у дочери не умел читать только один ребенок»

У нашей дочки не было проблем с чтением, но учительница сказала: «Хорошо, что она умеет читать. Но могла бы и лучше!».

С трехлетним сыном я тоже потихоньку занимаюсь. Он знает буквы. Теперь учим сочетания букв. Занимаемся только тогда, когда ему хочется самому. Не отказываю, если он сам приходит с книжкой, но не заставляю, потому что он слишком маленький еще для долгих занятий.

Звуковой метод Эльконина-Давыдова

Это система обучения чтению, по которой, в основном, учат в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее — обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам. Т.е. обучение проходит следующие этапы: «звук → буква → слог → слово → фраза → предложение».

Плюсы метода: 

  • Этот метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется «переучиваться».
  • Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
  • Подходит детям с задержкой речевого развития, может применяться параллельно с работой логопеда.
  • Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удоволь­ствием поиграет в словесные игры и дома, и на прогулке.

Минусы метода: 

  • Имеет возрастные ограничения. Это метод подходит детям, начиная с четырёхлетнего возраста.
  • Особое внимание нужно уделять пониманию прочитанного.

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

С чего начать?

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

С чего начать?

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Читайте также:  Как выбрать коляску для новорожденного ребенка

Обзор самых популярных методик обучения детей чтению.

1. Фонетический подход. Буквари и книги для чтения.

Многих из нас учили читать по букварю вполне успешно в возрасте 6-7 лет. Успешность такого обучения объясняется возрастными способностями. Дети шести семи лет уже обладают первоначальными навыками анализа и обобщения, на которых строится этот метод обучения чтению.

Но есть и исключения, некоторым ребятишкам в возрасте 3-5 лет легко удается научиться читать, так сказать на слух, улавливая звуки и сопоставляя их с нужной буквой. Для таких ребят методика обучения чтению по букварю идеально подходит. Большой плюс этой методики в минимальных затратах времени на подготовку к занятиям.

Методика обучения чтению Жуковой Н.С.

На сегодняшний день самой популярной методикой обучения чтению детей по букварю является букварь и азбука Жуковой Н.С. Методика разработана логопедом практиком сохраняет традиционный принцип обучения чтению – от простого к сложному. Но благодаря примененному опыту логопеда делает возможным обучение чтению детей двух, трех лет. Каждый букварь или книга для чтения содержат подробнейшие рекомендации для родителей, а цена букваря делает эту методику доступной каждому родителю.

2. Обучение чтению по складам. Кубики Зайцева Н.А.

Обучение чтению детей по складам не ново, еще Лев Николаевич Толстой в своих трудах призывал к такому принципу обучения чтению. Николай Александрович Зайцев педагог с колоссальным опытом обучения чтению не только дошкольников, но и взрослых иностранных граждан. Его методика — результат этого опыта.

Складами Зайцев Н.А. назвал сочетания гласной и согласной, согласной и мягкого или твердого знаков или одну букву. Он заметил, что если малыша спросить на какую букву заканчивается или начинается слово, он ответит сочетанием звуков, например, слово «кошка», начинается на «ко», заканчивается на «ка».

Методика обучения чтению по слогам считается более естественной, в отличии от традиционной фонетической. Поэтому ее применяют для обучения чтению детей раннего возраста. Занятия по этой методике напоминают веселую подвижную игру и очень нравятся как малышам, так и ребятишкам младшего школьного возраста.

Для обучения чтению по методике Н.А. Зайцева в домашних условиях придется очень постараться, чтобы сделать все кубики, или раскошелиться и приобрести готовые. Последователи этой методики обучения чтению Воскобович и его «Складушки», пособия Буракова «Складарики», «Пиши-читай» и другие.

3. Методика Глена Домана

Изначально методика была разработана для обучения чтению детей страдающих умственной отсталостью. Медики искали способ активизировать деятельность головного мозга больных детей. Самым успешным оказался метод обучения детей чтению изобретенный медиками под руководством Глена Домана.

Основной принцип этой методики – это обучение чтению не по буквам, слогам или складам, а через слово целиком! На белых карточках красными буквами пишется целое слово, карточка показывается ребенку и слово произносится вслух. Один урок длиться меньше минуты, но провести таких уроков нужно пять шесть в день с разными карточками — словами. Увидев много таких карточек, ребенок сам выводит для себя правила чтения и, таким образом, учится читать любые слова.

Подготовка материала для обучения чтению, т.е. карточек со словами, целиком ложится на плечи родителей и требует от них большого упорства, терпения и фантазии для придумывания новых слов.

Как показал опыт многих родителей и учителей метод обучения чтению по методике Домана для русскоязычных детей не эффективен. Одной из частых проблем было то, что дети научившись узнавать слова на карточках, не могут прочесть его, если оно написано другим шрифтом или цветом или на другой бумаге.

Выбор методики обучения чтению очень важен и ответ на вопрос по какой методике лучше учить ребенка читать очень сложен. На просторах интернета вы врядли найдете ответ. Вы должны сделать выбор самостоятельно опираясь на предоставленные плюсы и минусы различных методик.

В статье представлен лишь краткий обзор самых популярных методик на сегодняшний день. Сделать правильный выбор методики обучения чтению для своего ребенка не просто, ведь переучивать потом будет куда сложнее и небезопасно для психики ребенка. Возможно не стоит торопиться, ведь в школу в России идут в 7 лет, а если вашему ребенку всего 3 или 4 или 5, разрешите ему побыть малышом!

Вам будет интересно:

  • «8 марта-праздник мам!»
  • Задержка речевого развития: причины и помощь
  • Лучшие книги для детей 3 лет

Когда учить читать?

     Не стоит начинать обучение с малых лет. Данный метод не принесёт нужные плоды. Даже научно доказано, что учить ребёнка грамоте в таком раннем возрасте опасно для детской психики. Специалисты считают, что желательно учить ребёнка чтению не раньше пяти лет. Конечно, знакомство с буквами и звуками нужно начинать раньше, но читать бегло ребенок сможет не раньше 5 лет.

    Фраза «Чем раньше научишь ребенка читать – тем лучше» — ошибочна! Как считают врачи, преждевременное обучение ребёнка может привести к развитию близорукости от напряжения на глаза.  Однако большинство родителей хотят научить своего малыша складывать слоги быстрее, стараются начать подготовку в домашних условиях заранее.

Правила обучения грамоте

Когда учить читать?

Процесс освоения чтения пройдет легко, если соблюдать несколько правил:

  1. Учиться читать — весёлая игра. Превратите занятие в игру, дети это оценят.  Не требуйте от ребёнка красивого и правильного чтения. Для начала, он должен понять, как читать, составлять и находить слоги слов самостоятельно, составлять слова и предложения.

    Пусть сначала это будет тяжело и трудно для ребёнка, но вам нужно терпеливо вместе с ним исправлять ошибки, словно это игра. Игра — это беззаботное занятие, отсутствие стрессовых ситуаций. Играя, ребёнку будет легче понять, что хотят от него взрослые.

  2. Учите складывать звуки, а не буквы.

  3. Начинайте с самых простых слогов, слов.

  4. Не спешите, доводите навык до автоматизма.

  5. Хвалите малыша за старания.

Читайте также:  Когда обращаться в соцзащиту при беременности

С чего начать?

  • Сначала необходимо обучить ребёнка гласным: Е, Ё, У, А, Э и т.д.
  • Затем, учим звонкие твёрдые согласные: Р, З.

СОВЕТ: произносить буквы надо именно звуками — не эр, не Рэ, а просто «Р» и все.

Когда учить читать?
  • Под конец выучим остальные звуки, такие как Щ, С , Б и другие.

СОВЕТ: На каждом уроке задавайте вопросы ребёнку по темам, уже изученных на предыдущих уроках, это поможет закреплению знаний.

2. Учим слоги. 

  • Начальные слоги должны быть лёгкими: БА, ЛО, МО, ПО. Ребёнок должен понять как образуются слоги.
  • Затем можно будет выучить посложнее слоги, участие принимают шипящие звуки: ЖУ, ЩУ, ЩА.

3. Учимся читать первые слова.

Когда учить читать?

На данном этапе можно обучить ребёнка читать лёгкие тексты, но обязательно по слогам: Ка-те да-ли мы-ЛО , О-на мы-ла ру-ки, ли-цо и ше-ю.

4. Последние уроки.

После тренировок чтения отдельных слов по слогам рекомендуется читать по слогам словосочетания и предложения. После ежедневных тренировок ребёнок сможет достаточно приспособиться, чтобы читать цельные слова, не требуя помощи у слогов.

     При соблюдении данных советов ребёнок научится читать всего за 1-1,5 месяца. Родители, не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается, не заставляйте ребёнка учиться, если у него в какой-то день не будет настроение делать это – будьте терпеливы и сдержанны, тогда всё получится!

Выбор пособия

Когда учить читать?
  • Букварь от Жуковой Надежды или же Букварь для мальчиков или Букварь для девочек Шалаева, чтение у ребёнка пойдет легче и быстрее. Данный букварь поможет поэтапно понять ребенку, как читать слова, буквы, лёгкие и сложные слоги, предложения и, наконец, небольшие тексты.
  • Таблица и кубики  Николая Зайцева.

Слоговая таблица с плаката «Сделай уроки сам!» 

При соблюдении данных советов ребёнок научится читать всего за 1-1,5 месяца. Родители, не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается, не заставляйте ребёнка учиться, если у него в какой-то день не будет настроение делать это – будьте терпеливы и сдержанны, тогда всё получится!

Освоить чтение до школы ребенок должен обязательно. Родители могут помочь своему сыну или дочке справиться с этой важной задачей. Главное — проявить терпение и результат будет отличным!

Когда учить читать?

Появление у ребенка друзей-невидимок, как правило, связано с работой детского подсознания, ведь продумывая в голове и проигрывая в лицах различные жизненные ситуации маленький человек учится контактировать с окружающими и внешним миром, где ему предстоит еще найти свое далее

нет комментариев

Подготовка к сдаче экзаменов – напряжённое время. Только проверенные способы побороть далее

нет комментариев

Когда учить читать?

О том, как подготовить ребенка к школе, какими знаниями он должен обладать,  также советы родителям, применимые к далее

нет комментариев

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Они, как никто другой, заинтересованы в результатах далее

нет комментариев

Родители пытаются воспитать из своих детей каких-то супер героев, такая модная тенденция 21 века. Но все ли дети талантливы?Читать далее

Когда учить читать?

1 комментарий

Кубики Зайцева

Основой методики Николая Зайцева является чтение по складам, а не по слогам (как учат в школе). Склад состоит из пары согласной и гласной, либо согласной и мягкого или твердого знака, а может и одной буквы. Педагог-новатор считает, что целостной единицей является именно «склад», а не звук или слог.

Склады нарисованы на гранях кубиков. Все кубики разные по весу, размеру и цвету. Именно это помогает ребенку понять разницу между твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Помимо кубиков в комплект входят и таблицы. Они должны находится на видном месте, чтобы малыш мог показывать на них склады.

Чтобы вызвать интерес у карапуза можно дать кубикам имена. Играть с кубиками необходимо регулярно в любое время. Конечно,  мы собрали достаточно большое количество материала про кубики Зайцева на нашем сайте. Тоже серию подробнейших статей.

Плюсы: методика помогает ребенку в игровой форме запоминать склады и сочетания букв, развивает образное мышление, учит грамотности. Обучать можно деток в любом возрасте. Минусы: данная методика учит ребенка читать от склада к слову, что может вызвать проблемы в школе, где чтению учат от буквы к слогу, а затем к слову. Материал для занятий дорогостоящий.

Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки

Обеспокоенные детским образованием родители стремятся, во что бы то ни стало, привить любовь к книгам, и в своих порывах допускают немало ошибок.

Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки
  • Многие родители стараются принудительно привить любовь к книгам. И это — первая ошибка, потому что нельзя заставить любить насильно.
  • Еще одна ошибка — это позднее приучение. Большинство мам и пап задумываются о чтении только к началу школы. А между тем, привязанность к книгам должна зарождаться с детства, практически с колыбели.
  • Оборотная сторона — спешка в обучении чтению. Раннее развитие сегодня ультрамодно. Поэтому продвинутые мамы учат малышей читать, когда они еще только ползают, раньше времени развивают творческие, спортивные и умственные наклонности. Но стоит помнить, что своим нетерпением можно вызвать негативную реакцию у ребенка к книгам на долгие годы.
Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки
  • Одна из самых распространенных ошибок — это чтение книг не по возрасту. Не может 8-летний малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать. Ему интереснее читать комиксы. А подростку не интересны произведения вечной классики, до этих книг нужно еще дорасти. Пусть читает современную и модную литературу.

Правила к обучению чтению

Для того, чтобы процесс обучения чтению происходит легко и в удовольствие соблюдайте следующие правила:

Правила к обучению чтению
  1. Изучая алфавит, правильно называйте буквы. Буквы в дошкольном возрасте произносятся так же, как и звуки. Букву М называйте как звук»М», никак не ЭМ, буква К произносится , как «К», а не КА. Это правило является очень важным и грубая ошибка, если родители его не соблюдают. Научить ребенка читать, если вы неправильно заучили буквы будет очень сложно и потребуется длительное время на исправление этой ошибки.
  2. Начинайте учить ребенка читать только если он к этому готов. Это при мерно к 5-ти годам. Можно начать учить и раньше, но только в том случае, если у него есть предрасположенность к этому (смотрите критерии готовности).
  3. Не заставляйте ребенка читать силой, не оказывайте на него давления. Если он категорически не хочет дайте ему время, а потом медленно и постепенно в виде игровых приемов вернитесь к обучению
  4. Выбирайте методику, которая подходит к возрасту ребенка. Если вы решили начать обучение с раннего возраста, то это методика целых слов. Если решили подождать до 5 — 6 лет то лучше подойдет методика Жуковой, Зайцева.
  5. Если ребенок проявил интерес к чтению и научился читать по слогам не торопите его читать предложения и тексты. Задавайте вопросы о прочитанных словах. Необходимо. чтобы ребенок понимал то, что читает.
  6. Важно хвалить малыша за малейшие успехи. Он должен чувствовать, что им гордятся. Так он будет стараться еще больше. Можно придумать систему поощрения: собирать в копилку монетки, камушки или собирать наклейки, фишки.
  7. Обучение чтению — это длительный процесс, поэтому запаситесь терпением. Будьте доброжелательны, не кричите на ребенка. Если чувствуете, что начинаете злиться, лучше выйти из комнаты, подышите, попейте водички и лучше отложите занятие.
  8. Следите за временем занятий. При малейшем утомлении переключайте его на другой вид деятельности или предложите игру. У детей 5 — 6 лет занятие длится не более 25 минут. У детей 3-4 лет не более 15 минут. Даже если ребенку очень нравится желательно провести физминутку или кинезиологические упражнения. Но это не относится к игровым способам обучению чтению. Здесь нет необходимости устанавливать временные ограничения.

За какое время можно научить ребенка читать?

В самом вопросе уже кроется основная проблема. Не существует нормативов говорящих нам, что научить ребенка читать нужно строго за определённое количество часов. Обучение чтению — это не соревнование, это только подготовка. Подготовка может длиться от недели до года. Всё зависит от стартовых условий и сосредоточенности спортсмена, то есть вашего юного читателя.

За какое время можно научить ребенка читать?

Любые попытки искусственно сократить период обучения чтению обязательно вылезут боком через какой-то промежуток времени и в лучшем случае вы получите ошибки, которые придётся переделывать. В худшем случае ваш темп или ваша одержимость, во что бы то ни стало научить ребёнка читать по ускоренной методике, надолго отобьет ему всё желание к познанию шедевров мировой и отечественной литературы. Гораздо важнее не то, за какое время он научится чтению, а то с каким настроением он пройдет этот этап. Ваша задача, как помощника и наставника в этом процессе, сделать всё для того, чтобы бы процедура обучению была похожа на увлекательное путешествие. Вспомните как вы последний раз ездили куда-нибудь отдыхать. Разве вам хотелось чтобы это время побыстрее закончилось и вы уже поскорей ответили себе на вопрос: как быстро я смог отдохнуть? Точно также и с процедурой обучения чтению маленького ребенка.

Заключение

Вышеизложенные научные методики не противоречат утверждению медиков о целесообразности учить читать ребёнка с пятилетнего возраста. Просто методики используют уникальный процесс формирования человеческого организма для создания благоприятной среды его разностороннего развития.

Важно помнить, что даже известные научные методики «как ребенка научить читать» имеют свои плюсы и минусы. Поэтому перед их применением родителям следует внимательно изучить их приемы. Нелишне также проконсультироваться с врачом — педиатром о целесообразности применения предлагаемых способов для обучения именно вашего младенца. Это будет определенным залогом для сохранения будущего здоровья ребенка.

На основе известных научных методик существует ряд методичек, позволяющих научить любого малыша бегло читать. При этом одни ребятишки умеют читать быстро, а другие медленно. Не ругайте последних детишек. Они не виноваты, на это есть определенные причины. К ним относятся:

  • объективное снижение интереса малыша к чтению из-за чрезмерных требований его родителей;
  • наличие пока невыясненных болезней у ребенка;
  • неразвитость оперативной памяти у малыша;
  • проблемы со зрительным аппаратом;
  • ошибки родителей в применении методики обучения умению читать и др.

На практике существует ряд доступных для ребенка приемов, позволяющих повысить его скорость чтения. Их применение позволит:

  1. Улучшить внимание, если различные тексты читать регулярно вслух в течение 5 минут. Читать текст нужно малышу одновременно с родителем. Взрослый задает темп чтения, а при отставании малыша темп чтения снижается.
  2. Повысить объем оперативного зрения. Для этой цели играйте с ребенком в «классики» наперегонки. Каждый раз ускоряйте темп, при котором необходима концентрация внимания.

Немаловажное значение при учебе ребенка приемам чтения играет воспитание интереса к книгам. Для этого чаще играйте с ребенком в различные словесные игры, например, в города. Объясняйте незнакомые для малыша слова. Вы заметите, как скорость его чтения будет неизменно повышаться.