Пульмонолог: Простая гимнастика поможет восстановить легкие

Считается, что чтение и видеоигры могут испортить зрение ребенку и развить близорукость. Рассказываем, так ли это на самом деле, как прогулки влияют на глаза и нужно ли есть морковку.

Соль – незаменимый источник полезных микроэлементов

Хлористый натрий, который является главным элементом в составе поваренной соли, играет важную роль в обеспечении корректной работы различных систем организма, и в том числе организма ребенка. Например, компоненты соли (натрий, хлор) способствуют выведению токсинов, усвоению ряда питательных микроэлементов, нормальному процессу обмена веществ, водно-солевому обмену, правильному функционированию сердечной мышцы, нервно-мышечных окончаний. Употребление соли на девяносто процентов покрывает дефицит хлора в организме.

При недостаточном потреблении соли ребенок может жаловаться на постоянное желание спать, вялость, упадок сил, ухудшение общего самочувствия. Возможно возникновение апатии, исчезновение аппетита. Малыши могут страдать от появления судорог и боли в мышцах. Таким образом, соль является необходимым элементом в рационе ребенка, но употреблять ее нужно, исходя из возрастных норм, так как переизбыток хлористого натрия также грозит негативными последствиями для здоровья.

Польза гимнастики для детей дошкольного возраста

Польза гимнастики для детей неоспорима. Происходит закаливание организма, развивается выносливость и укрепляется иммунитет ребенка. Упражнения по гимнастике лучше выполнять в хорошо проветриваемом помещении либо на свежем воздухе.

При выполнении упражнений вырабатывается навык правильного дыхания. При регулярных занятиях и ритмичных движениях у ребенка постепенно вырабатывается навык дышать правильно, при этом совершенствуется техника дыхания и увеличивается глубина вдоха. Движения дошкольника становятся более скоординированными, он с каждым днем все лучше чувствует свое тело в пространстве.

При регулярной гимнастике для детей дошкольного возраста происходит активизация функции всех органов молодого организма. Для укрепления опорно-двигательного аппарата очень полезна корригирующая гимнастика. Она способствует формированию правильной осанки. Тренировка мышц брюшного пресса обеспечивает слаженную работу всех органов пищеварения. При активизации обменных процессов все органы ребенка быстрее очищаются от вредных веществ, а также улучшается работа нервной системы, ускоряется поток крови.

Во время выполнения упражнений дошкольник изучает и запоминает всевозможные геометрические фигуры (хождение по квадрату, кругу), определяет стороны (по команде поворачивается налево, направо), учиться вырабатывать определенный ритм движений, маршировать под музыку.

Как заниматься дома

На что обратить внимание, восстанавливаясь после COVID-19, "РГ — Неделе" рассказала наш постоянный эксперт, врач-пульмонолог Пироговского центра (КДЦ Арбатский) Ольга Богуш.

— Сейчас уже ясно, что даже при легком течении заболевания многим не удается избежать осложнений. У некоторых наблюдается фиброз — поражение легких, когда нормальная ткань замещается соединительной. В легком, по сути, возникают рубцы. В результате уменьшается дыхательная поверхность легких. Если поражены небольшие участки, человек этого не замечает. Но если фиброз более выражен, возникает одышка.

Заниматься физическим восстановлением нужно обязательно. Прежде всего это дыхательная гимнастика — упражнения, направленные на восстановление дыхательной мускулатуры, укрепление мышц, которые отвечают за вдох и выдох. Важно задействовать нижние отделы легких, которые в обычной жизни для дыхания почти не используются. На это, например, направлены йоговские практики.

Пока сохраняется слабость, заниматься можно лежа в постели

Многие мои пациенты, которые сейчас приходят ко мне на консультацию, занимаются по методике Бутейко — это особое "поверхностное" дыхание, при котором идет накопление углекислого газе в организме. Говорят, что им помогает. Но все же постковидным пациентам я прежде всего рекомендую "парадоксальную" гимнастику, которую много лет назад разработала Александра Стрельникова.

Эти упражнения хорошо работают при астме, других хронических заболеваниях легких. В рекомендациях минздрава, кстати, указано, что можно практиковать йоговское дыхание — и диафрагмальное, и так называемое полное. По способу выполнения эти дыхательные практики отличаются, но на состоянии легких хорошо сказываются и та и другая.

Важный момент: ограничиваться только дыхательными упражнениями не стоит, надо обязательно добавлять физическую нагрузку. Пока сохраняется сильная слабость, можно, лежа в постели, делать совсем простые вещи: надувать шарики, медленно выдыхать через тонкую трубочку в воду. Есть специальные дыхательные тренажеры — они полезные, хотя и довольно дорогие. Думаю, вполне можно обойтись и подручными средствами.

Когда физическое состояние позволит вставать, добавляем гимнастику. Если дома есть тренажер — шаговая дорожка или велосипед, используем их для увеличения аэробной нагрузки. Если нет, не страшно. Обычная энергичная ходьба, махи руками, наклоны туловища и другие элементарные упражнения помогут восстановиться быстрее.

Если есть возможность, занимайтесь на свежем воздухе. Самое простое и безопасное — ходьба в бодром темпе, можно подключить палки (скандинавская ходьба), использовать велосипед.

Иногда пациенты сами затягивают процесс восстановления. Например, у них сохраняется остаточный кашель, и они делают ингаляции с муколитиками — лазолваном или каким-то другим аналогичным препаратом. Этого без назначения врача делать не надо. Ингаляции для увлажнения дыхательных путей полезны — с минеральной водой, физраствором. Но если добавлять муколитики, это будет провоцировать кашель.

Читайте также:  Как научить и приучить ребенка чистить зубы без истерик

Хочу предупредить: если неприятные симптомы со временем не проходят — усиливается одышка, ухудшается самочувствие, кашель приобретает другой характер, к нему присоединяются хрипы, например, не надо лечиться самостоятельно, нужно обратиться к врачу и обследоваться.

Кроме гимнастики также хорошо выполнять вибрационный массаж. Это несложно: легко постучите себя ладонями по груди, животу и попросите кого-нибудь также прохлопать несколько минут по спине. Это помогает очистить дыхательные пути от слизи, работает как профилактика застойных явлений в легких.

Наконец, важный совет: я всем своим пациентам, в том числе и старшего возраста, рекомендую обязательно привиться не только от гриппа, но и против пневмококка. Такая прививка защитит от вторичной бактериальной пневмонии. Кстати, из примерно 40 моих пациентов с хроническими заболеваниями легких, которые были в этом сезоне привиты от пневмококка, коронавирусом заразился только один и переболел довольно легко. Так что, возможно, эта прививка, стимулируя иммунитет, помогает защититься и от коронавируса.

Подробности

Методические рекомендации по реабилитации для больных COVID на сайте Минздрава предназначены прежде всего для врачей, но в конце документа приведено несколько полных комплексов лечебной и дыхательной гимнастики — взять их на вооружение может любой человек.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ирина Невинная

Почему ухудшается

Самая частая причина развития детской близорукости — большой размер глазного яблока. Это обычно передается по наследству, поэтому дети плохо видящих родителей  тоже часто начинают носить очки. Но есть и другие причины, влияющие на возможное появление близорукости:

  1. Прогулки. Если ребенок слишком мало времени проводит на свежем воздухе, зрение может ухудшаться. Если гулять много, мышцы глаза тренируются при переводе взгляда на дальние и близкие предметы. К тому же солнечный свет сдерживает рост глазных яблок за счет выработки дофамина. Он вырабатывается в сетчатке только под воздействием солнечных лучей, а при его недостатке глаз будет расти до окончания взросления. Это может привести к сильному «минусу» во взрослом возрасте. 
  2. Образование. По некоторым исследованиям, чем сложнее учебная программа, тем больше вероятности развития близорукости. Но это скорее связано с отсутствием прогулок и свежего воздуха из-за высокой учебной нагрузки, чем с перенапряжением глаз. 
  3. Питание. Для нормального развития глаза, как и всего детского организма, важно хорошо питаться. В детском рационе должны быть цитрусовые, растительные масла и морепродукты, особенно рыба. 
  4. Физическая активность. Ее недостаток приводит к нарушению кровообращения и нехватке кислорода. В этих условиях развитие глазного аппарата у ребенка может нарушаться. 

Каким детям этот спорт противопоказан

Нельзя отдавать ребенка, страдающего сахарным диабетом, пороком сердца, сколиозом, болезнями опорно-двигательного аппарата и с любыми нарушениями зрения.

«Родителям своих воспитанниц я советую первые полгода-год после начала пристально наблюдаться у врача, потому что если это не будет идти им на пользу, то лучше перевести ребенка на более щадящие спортивные дисциплины», — рекомендует Алия Алтынбекова.

Еще нужно помнить, что распространенные профессиональные проблемы художественных гимнасток – это травмы коленей, голеностопов и позвоночника.

Витамин D, йод и омега

— Всех, кто первый раз ведёт ребёнка в детсад, направляют к вам на лекцию по адаптации. Но многие не хотят или не могут тратить на это время.

— Конечно, если кто-то не прослушает лекцию, это не будет означать, что ребёнка не пустят в детсад. Но есть те, кто не доходит, а некоторые даже ругаются: и так всё знаю, мне это не нужно. Но те, кто все-таки приходит, остаются до конца. Тем более я стараюсь уложиться в 30-40 минут.

На лекции мы говорим о том, как сделать так, чтобы ребёнок не просто быстрее адаптировался в детском саду, но и меньше болел, и у него не было бы осложнений после болезни. При этом психологические моменты я даже не озвучиваю (их можно найти у доктора Комаровского и других экспертов в Интернете). Мы беседуем о том, как помочь иммунитету, ведь от этого зависит развитие ребёнка, его успеваемость. Умное питание. Какие продукты нужно есть детям, чтобы они хорошо учились? Подробнее

Витамин D, йод и омега

— И как помочь иммунитету?

— Давать детям витамин D, йод, омегу и железо. Первые два БАДа — обязательно каждый день. Омегу можно курсами, но лучше тоже постоянно. Всё остальное по показаниям, по возрасту. Например, кальций нужен только в периоды роста — с 6 до 7 лет, потом в пубертатный период (когда он начнётся, можно понять по стопе: нога за год увеличивается на 1-2 размера). Также курсами нужен магний. Он влияет на нервные окончания и тонус мышц. А это будет хорошо сказываться на обучаемости ребёнка, его успеваемости, усидчивости (особенно он нужен при синдроме дефицита внимания).

Виды гимнастики для детей

Различают два вида гимнастик для малышей:

  1. Общеразвивающая, которая направлена на развитие и укрепление основных мышц.
  2. Лечебная, которая прописывается специалистом в качестве ЛФК, к примеру, таковой является гимнастика или массаж новорожденных при дисплазии тазобедренных суставов, каждое упражнение обусловлено достижением конкретной цели — развитие или расслабление конкретной мышцы, — как правило, такие упражнения проводятся в специализированных учреждениях и носят терапевтический характер.

Гимнастика для новорожденных в 2 месяца:

  1. Малыш в исходном положении (и.п.) — ребенка кладут на спинку, нежно гладят его по ручкам сверху вниз, по ножкам, круговыми движениями по животу. Переложив его на животик, поглаживают спинку, ножки, ручки и, чуть сильнее, ягодицы.
  2. И.п. — младенца кладут на спинку, вкладывают свои указательные пальцы в его ладошки. Срабатывает хватательный рефлекс — малыш за них схватывается, а задача родителей — подтолкнуть его к тому, чтобы он приподнимал свои голову и плечи.
  3. И.п. — кроха на животике. Родитель прижимает свою ладонь к его стопам. Срабатывает отталкивательный рефлекс, характерный для этого возраста, и новорожденный, будет пытаться от них оттолкнуться, помогая себе ручками.
  4. И.п. — малыш на спине, родитель сгибает и разгибает ему ручки и ножки.
Читайте также:  Консультация на тему: Советы родителям о воспитании детей

Занятия для младенцев на фитболе

Занятия на фитболе с грудничком в 3 месяца требует от тех, кто занимается с новорожденным, определенной сноровки, в противном случае малыш может упасть с мяча, что в его возрасте недопустимо и может иметь серьезные последствия. Далее ставят ритмичную музыку, на мяч кладут пеленку и с этого момента можно приступать к упражнениям.

  1. И.п. — ребенок на животике. Прижимают ножки к поверхности фитбола, фиксируя дополнительно спину малыша своей рукой. Качают его на мяче назад и вперед. Это упражнение очень хорошо массирует мышцы живота и тренирует вестибулярный аппарат. Время от времени делают подпрыгивающие движения, массируя таким образом кишечник — это и полезно, и поможет детскому организму быстрее справляться с коликами и, соответственно, с кишечными коликами.
  2. И.п. — фиксируют свои руки на ножках малышки и делают покачивающие движения фитболом вперед таким образом, чтобы маленький спортсмен оказывался головой вниз.
  3. И.п. — ножки новорожденного держат отдельно в каждой руке, начинают сгибать их в коленях и одновременно продолжают совершать покачивающие движения вперед головой.
  4. Теперь упражнение для ручек. Кладут свой указательный палец в детский кулачок. Подкатывают к себе мяч, при этом ребенок слегка свисает, потом откатывают его вперед, одновременно разводя ручки в стороны.
  5. По аналогичному же принципу повторяют все движения, только малыш лежит уже на спине.
  6. Массаж для грудничка выполняется для того чтобы улучшить лимфоток и кровоснабжение мозга. Начинают движения с ручек, ножек или живота.
  7. После легкого поглаживания ножки, переходят к растиранию стоп, голеней и бедра. Движения должны быть массирующие, плавные. Заканчивают массаж конечностей сгибанием и разгибанием в коленях.
  8. После этого приступают ко второй ножке, потом к ручкам.
  9. Массируют животик и грудную клетку растирающими и поглаживающими движениями. Живот массируют только по часовой стрелке.
  10. Переворачивают кроху на живот, массируют спинку.

Пестовальная гимнастика

Этот вид гимнастики подходит для гимнастических упражнений для детей от 1 месяца жизни и до 4, 5, 6, 7 — на усмотрение родителей. Этот вид гимнастики основывается на русском фольклоре. Выполняя гимнастику и улыбаясь малышу, приговаривают, поглаживая ему те места, про которые упоминается в пестушке:

Потягушки, потягунюшки,

Поперек толстунюшки,

Ноженьки-ходунушки,

Рученьки-хватюнюшки,

В роток — говорок,

А в головку-то разумок.

Общение с малюткой пестушками-приговорками дает возможность установить мамам и папам ритм для упражнений. Всем известная потешка «Сорока-ворона кашу варила» выполняется круговыми легкими движениями ладони, стимулируя определенные зоны, связанные с работой желудочно-кишечного тракта. Таким образом, упражнения настраивает работу маленького животика на полноценный ритм.

Originally posted 2018-03-29 09:19:58.

Польза спортивной гимнастики для детей

Многие родители подыскивают подходящие кружки и спортивные секции, где их чада могли бы реализоваться, выбрасывать излишек детской энергии и учиться чему-то новому, интересному.

Известно, что польза спортивной гимнастики для детей является позитивной и это не оспаривается.

Но в чем именно она состоит и чего ожидать родителям детей, которые хотят заниматься этим видом спорта? На эти вопросы мы ответим в нашей статье.

Всем известно, что только гимнастические упражнения, позволяют развивать отменную гибкость, силу и выносливость организма. Даже если ваш ребенок не собирается становиться олимпийским чемпионом, ему будет полезно попробовать себя в этом виде спорта.

Что такое спортивная гимнастика?

Многие дети, да и родители загораются мыслью о том, чтобы заняться этим видом спорта, но не все понимают, какими данными для этого нужно обладать, какие проблемы могут возникнуть в процессе тренировок. Для начала важно разобраться, что такое спортивная гимнастика, так как люди часто путают этот вид спорта с акробатикой, где на первый план ставятся совершенно другие умения спортсмена.

Итак, спортивная гимнастика – это дисциплина, в которой проводятся соревнования в опорных прыжках, на гимнастических снарядах и в вольных упражнениях. Для девочек и мальчиков существуют разные программы.

Если вашему ребенку уже пошел третий год, вы можете заинтересовать его спортивными гимнастическими упражнениями. Для этого важно найти тренера, который будет с преданность делу выполнять свою работу, уделять ребенку должное внимание.

В сети спортивных школ Yourways в Москве каждый желающий может обучиться азам спортивной гимнастики вне зависимости от возраста и умений. Также мы воспитываем молодых спортсменов возрастом от 3 лет.

Стать мастером спорта в области спортивной гимнастики можно только в молодом возрасте, поэтому уже с ранних лет нужно начинать тренировки на гибкость, силу и выносливость.

Это дает преимущества перед другими спортсменами.

Школа Yourways порадует вас высоким уровнем подготовки тренеров (кандидаты в мастера спорта и мастера спорта), широким спектром занятий для взрослых и детей, огромными залами с новым оборудованием, возможностью заниматься по скидке 10% на первый абонемент, бесплатно посетить первую тренировку, чтобы сделать выводы о том, подходит ли вам или вашему ребенку этот вид спорта.

Читайте также:  Как должен развиваться ребенок первого года жизни?

Уже сегодня мы являемся членами федерации «Прыжков на батуте» и в ближайшем будущем станем членами федерации «Спортивной гимнастики», что открывает перед нами возможности для подготовки мастеров спорта.

Польза и вред спортивной гимнастики

Не каждый вид физической нагрузки будет полезным для детей, особенно, если не учитывать их уровень развития в спорте. Как правило, занятия в области гимнастики начинают в 3-5 лет.

Данный возраст считается наиболее благоприятным для развития гибкости, выносливости организма. Но, с другой стороны, травмы, полученные в раннем возрасте, могут давать о себе знать всю жизнь.

Именно поэтому важно учитывать возможности, пожелания вашего малыша.

Как мальчик, так и девочка с помощью гимнастики могут улучить свою осанку, походку, стать более уверенным в себе. Занятия гимнастикой имеют и другие неоспоримые преимущества:

  • укрепление мышц, костей, улучшение и поддержание растяжки всего тела;
  • улучшение работы вестибулярного аппарата;
  • повышение возможностей иммунитета;
  • часто гимнастические упражнения используют для реабилитации после травм;
  • организм становится более выносливым;
  • улучшается общее здоровье ребенка.

Важно описать плюсы и минусы гимнастики для детей, чтобы родители имели возможность сделать правильный выбор в пользу этого или другого вида спорта. Ведь стоит учитывать не только ваши и детские предпочтения, но и здоровье малыша, его умения и задатки.

Итак, среди минусов гимнастики: высокая травмоопасность, чрезмерные нагрузки, постоянные боли в мышцах, строгие диеты. Если вы желаете воспитать профессионального спортсмена или спортсменку, следует быть готовыми к тому, что школьные уроки будут часто отодвигаться на второй план.

Отдавать или не отдавать малыша в большую гимнастику, решать вам, а вот попробовать даже минимальную гимнастическую нагрузку рекомендуем и детям, и взрослым. Каждое занятие проводится в приятной атмосфере, под присмотром опытного тренера или пары тренеров.

СТРЕСС: РАЗРУШЕНИЕ ИЛИ СОЗИДАНИЕ?

«»Тренируя» таким образом младенца, преднамеренно «включая» его врожденные рефлексы, ориентированные на защиту от опасности, мы день за днем заставляем его переживать глубочайший стресс! Самое прискорбное, что всем этим с младенцем занимается мать. Мать, которая должна спасать дитя, попавшее в трудную ситуацию (о чем и говорят его рефлексы), сама эту ситуацию создает и не только не разрешает, но и усугубляет ее. Как же влияет переживаемый в этих случаях стресс на развитие грудного ребенка? Работа нервной и эндокринной систем в условиях стрессовой реакции приводит к чрезвычайно высокому содержанию в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем. Особенно чувствительна в этом отношении нервная система, формирование которой к моменту рождения еще не завершено. Клинические и экспериментальные исследования Г. Дернера доказывают, что гормоны стресса участвуют в формировании мозга во время беременности, родов и в течение первого года жизни. Аномальные уровни гормонов в этот период способны «вызвать нарушения функций мозга в последующей жизни». Эти нарушения в свою очередь могут привести к поведенческим, психоэмоциональным и психическим расстройствам. Таким образом, любое «парадоксальное» поведение родителей, вызывающее у младенца стресс, задерживает и искажает его развитие.

Г. Селье выделяет три фазы стрессовой реакции (или, как еще говорится, общего адаптационного синдрома) на какое-либо воздействие:

1. Реакция тревоги. В этой фазе происходит процесс мобилизации резервов, но сопротивление организма еще недостаточно. На начальном этапе оно даже уменьшается.

2. Фаза сопротивления. Уровень сопротивления поднимается выше обычного.

3. Фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы.

Иными словами, речь должна идти не о постепенной трате наследственного предопределенного энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его.

Физиологи различают стрессы патологический и физиологический

Патологический стресс возникает при воздействии таких стрессовых форм раздражений, интенсивность которых превышает адаптивные возможности организма. Патологический стресс истощает организм, лишая его возможности сопротивляться, и заставляя лишь спешно восполнять понесённые энергозатраты.

В естественных условиях (у животных) такими раздражителями являются колебания параметров среды обитания (перепады температур, влажности, нехватка пищи и т.д.) В наших условиях мы лишены многих естественных физиологических раздражителей. Поэтому правильнее сказать, что ребенок нуждается в стрессе, т.е. ему нужно его создавать. Конечно же, имеется в виду стресс физиологический!

Очень важно, чтобы предлагаемые ребенку нагрузки не переходили границы физиологического стресса, приобретая тем самым характер патологических стрессов.

Как выбрать секцию?

Выбирая подходящее место для занятий спортивной гимнастикой, нужно учитывать цели и задачи. Если вас интересует просто общее развитие ребенка, можно подыскать секцию недалеко от дома или школы. Серьезно настроенным родителям, которые связывают будущее своих детей с профессиональным спортом, нужно относиться к поиску секции более серьезно.

Можно присмотреться к школам Олимпийского резерва. Если таких в городе нет, подойдет спортивная школа или Дворец спорта, который есть почти в каждом населенном пункте. При этом основную роль играет именно тренер, так что ориентируйтесь на его опыт и квалификацию. Хорошо, если он имеет звание заслуженного тренера, а его воспитанники побеждают на международных соревнованиях.